АНДРЕЕВА, МAРИЯ ФЕДОРОВНА (урожд. Юрковская, в первом замужестве Желябужская) (1868–1953), русская актриса. Маша родилась в семье актеров и выросла грациозной красавицей. Все считали, что прямо для сцены.
Мария обладала чарующим голосом и бурным темпераментом — чего же больше? И действительно театральный дебют Марии прошел на редкость удачно. А потом… Потом толпы поклонников, цветы и драгоценности, заверения в нежной любви…
Cтатский советник Андрей Алексеевич Желябужский, который был старше Маши на восемнадцать лет, но имел покладистый нрав и неплохое состояние. Он состоял членом Общества искусства и литературы и любил театр. Выйдя замуж за высокопоставленного чиновника А. А. Желябужского, прервала профессиональную артистическую карьеру, но со сцены не ушла.
Была пресса, любовь публики, успех. Сама великая княгиня Елизавета Федоровна писала ее портрет. Казалось, впереди только слава и лавры... В Ялте Андреева встретилась с Горьким (он пришел за кулисы после Эдды Габлер) . Связав с ним свою судьбу, Андреева примкнула к революционному движению. От влюбленного в нее С. Т. Морозова (одного из богатейших российских купцов и крупнейших меценатов) она получила деньги на издание большевистской газеты «Искра» и другие партийные нужды; была издателем большевистской газеты «Новая жизнь» .
Андрееву называют в числе первых актрис Художественного театра. Станиславский, часто раздражающийся на капризы Андреевой, тем не менее упорно работает с ней, борясь с теми чертами характера и излишками самолюбия, которые мешают коллективному делу. Напряженные отношения складываются у актрисы с Немировичем-Данченко, которого она постоянно обвиняет в протежировании своей ученицы О. Книппер. Обостряются отношения Немировича-Данченко с Морозовым и Горьким. Актриса не удовлетворена как своим положением в театре, так и самим Художественным театром.
После поражения декабрьского восстания Андреева вместе с Горьким в начале 1906 перебирается за границу.
Вернувшись на родину, Андреева становится финансовым агентом партии и изыскивает повсюду средства для революционной деятельности. Почти ежедневно пишет на Капри, информирует Горького о политических событиях. Ленин ценил Андрееву - за деловую хватку, умение все "выбить" и достать.
Однако Мария Федоровна так увлеклась партийными нуждами, что совсем забыла о семье. И место жены заняла другая женщина, ее тезка, Мария Игнатьевна Будберг. Андреевой к тому моменту исполнилось 52 года. И, отдав Горькому все, что могла, она оказалась выкинутой из жизни.
Уже после смерти Максима Горького Мария Федоровна случайно обронила фразу: «Я была не права, что покинула Алексея. Я поступила как женщина, а надо было поступить иначе: это все-таки был Горький... »
Любовь Марии Андреевой к Максиму Горькому связала ее крепче всего. В обмен на нее она отдала талант, детей, самоуважение и любовь к себе.
Умерла Андреева в Москве 8 декабря 1953.
Она пленяла мужчин своей красотой, но театральную карьеру забросила.