Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

В Европе рельсы ж\д отстоят друг от друга на 143,5 см или 4 фута и 8,5 дюйма. Почему?

Наталья Чалова Ученик (148), закрыт 15 лет назад
Лучший ответ
Уважаемый Парапуппа Мыслитель (6252) 15 лет назад
Царя спросили, когда собрались строить железную дорогу:

-- Будем рельсы класть как в загранице, или шире?

-- Нахуй шире? --ответил царь

Вот и построили колею шире на 18 см...

А вот и про ширину колеи:

По бокам космического корабля "Кеннеди" размещаются два двигателя по 5 футов шириной. Конструкторы американского корабля хотели бы сделать эти двигатели больше, но не смогли. Почему?
Дело в том, что двигатели эти доставлялись по же лезной дороге, которая проходит по узкому туннелю. Расстояние между рельсами стандартное: 4 фута 8.5 дюйма, поэтому конструкторы могли сделать двигатели только шириной 5 футов...

Возникает вопрос: почему расстояние между рельсами 4 фута 8.5 дюйма? Откуда взялись эти цифры?

Оказывается, железную дорогу в Штатах делали такую же, как и в Англии, а в Англии делали железнодорожные вагоны по тому же принципу, что и трамвайные, а первые трамваи производились в Англии по образу и подобию конки. А длина оси конки составляла как раз 4 фута 8.5 дюйма! Но почему?

Потому что конки делали с тем расчетом, чтобы их оси попадали в колеи на английских дорогах, чтобы колеса меньше изнашивались, а расстояние между колеями в Англии как раз 4 фута 8.5 дюйма! Отчего так?

Да просто дороги в Великобритании стали строить еще римляне, подводя их под размер своих боевых колесниц, и длина оси стандартной римской колесницы равнялась.. .правильно, 4 футам 8.5 дюймам!

Ну вот теперь мы докопались, откуда взялся этот размер, но все же: почему римлянам вздумалось делать свои колесницы с осями именно такой длины?

А вот почему: в такую колесницу запрягали обычно двух лошадей. А 4 фута 8.5 дюйма - это был как раз размер двух лошадиных задниц! Делать ось колесницы длиннее было неудобно, так как это нарушало бы равновесие колесницы.

Следовательно, вот и ответ: даже теперь, когда человек вышел в космос, его наивысшие технические достижения уже ДВЕ ТЫСЯЧИ ЛЕТ напрямую зависят от РАЗМЕРА ЛОШАДИНОЙ ЗАДНИЦЫ.
(c) http://www.rokf.ru/oddities/6082.html
h ttp://www.rokf.ru/oddities/6082.html
Остальные ответы
дмитрий чирков Мыслитель (8191) 15 лет назад
у нас то же раньше были узкоколейки, но при СВ постепенно стали переходить на современный размер, чтобы иноземцам труднее было до нас добраться
Максим Бабаев Знаток (476) 15 лет назад
Колесные оси у них другого стандарта, соответственно и рельсы!!!
Феникс К Мудрец (13529) 15 лет назад
Ширина колеи на железных дорогах измеряется по внутренним граням головок рельсов.
Казалось бы, первые строители железных дорог имели большие возможности для выбора ширины колеи. Можно было, например, сделать ширину колеи 3 м, тогда в один вагон вмещалось бы намного больше грузов, чем сейчас. Между тем изобретатели железных дорог остановились на ширине колеи, равной примерно 5 футам. Почему же выбрана именно такая ширина колеи? Эта ширина колеи явилась результатом исторического процесса развития колейного транспорта. Еще первые колейные дороги древней Греции и древнего Рима, представлявшие собой углубления до 50 мм в каменном основании, имели ширину 1,5 - 1,6 м. Это соответствовало ширине уличных экипажей.
Железным дорогам, в частности, предшествовали, если можно так сказать, городские "деревянные конные дороги" XVI и XVII веков, колея которых составляла также примерно 5 футов. На первых железных дорогах с конной тягой в рудниках и на угольных копях использовали разную ширину колеи - от 2 до 5 футов. Наиболее удачно была спроектирована железная дорога Мертир - Тайэфайль в Англии шириной 5 футов, соответствующая колее обыкновенных экипажей. Удачной эксплуатации этой железной дороги способствовало использование рельсов и колес с ребордами. Этот принцип взаимодействия системы рельс - колесо главенствует и поныне.
Полагают, что именно эта дорога послужила для Джорджа Стефенсона прообразом при постройке в 1825 г. первой железной дороги с паровой тягой Стоктон - Дарлингтон. Стефенсон сначала принял ширину колеи, равную 4'6" (4 фута 6 дюймов - 1372 мм) , соответствующую ширине колеи обыкновенных дорог, распространенной на севере Великобритании. Однако при конструировании своего паровоза ему не удалось удобно разместить паровой цилиндр и пришлось расширить колею на два с половиной дюйма. Получилась ширина колеи:
4'6" + 21/2" = 4'81/2" (1435 мм) .
На свои паровозы Стефенсон стал получать много заказов, и поэтому такая ширина колеи получила распространение в Европе и Америке. Ее иногда называют "стефенсоновской", или "нормальной широкой железнодорожной колеей".
Сын Джорджа Стефенсона, Роберт Стефенсон, настаивал на большей ширине колеи (5 футов - 1524 мм или 5 футов 3 дюйма - 1600 мм) . Он исходил при этом из более удобного размещения частей конструируемых паровозов.
В то время мало кто думал, что ширину колеи следует выбирать исходя из создания единой сети железных дорог в одной стране или тем более на целых континентах. Казалось, что это вопрос далекого будущего. В Великобритании с самого начала строительства принималась разная ширина колеи. В 1833 г. инженер Бринель предложил строить Большую Западную дорогу в Великобритании с шириной колеи 7 футов (2135 мм) . Он считал, что это создаст более благоприятные условия для повышения скорости движения. И такая железная дорога была построена.
Сначала, пока все строящиеся разными компаниями и акционерными обществами железные дороги были разобщены друг от друга, особых забот это не вызывало. Однако примерно через 20 лет после начала железнодорожного строительства - в середине 40-х годов XIX века - вопрос о ширине колеи стал одним из самых острых в общественной жизни страны. Там, где соединялись дороги с разной шириной колеи, для продолжения пути пассажирам требовалось пересаживаться из одних вагонов в другие, а грузы надо было перегружать. Это вызывало большие неудобства. Наконец, вопрос был поставлен в парламенте Великобритании.
Была создана специальная парламентская комиссия, которая 12 августа 1846 г. на основании мнений 46 экспертов приняла билль по вопросу о ширине колеи. Комиссия установила, что строительные расходы при более широкой колее выше, но не удалось показать, как это компенсируется в процессе эксплуатации линий.
Alex Mishin Искусственный Интеллект (583621) 15 лет назад
Елена Коротеева дала очень развёрнутый ответ, но, мне кажется, ответила не совсем на Ваш вопрос. Хотя мне не понятно, какое отношение вопрос имеет к рубрику "Животные, растения". К тому же этот ответ (явно откуда-то скопированный) содержит неточности, свидетельствующие о недостаточной компетенции автора.
В частности, колею, вопреки мнению автора, нельзя увеличивать произвольно: чем больше колея, тем больше допустимый радиус кривых, в противном случае на поворотах возникает недопустимая пробуксовка. Что мы и можем наблюжать, например, в Московском метро на участках Филевской линии от Смоленской до Киевской или от Киевской до Делового Центра: "визг" колёс на повороте, ведущий к повышенному износу колеса и рельса и не повышающий комфорт для пассажиров. У трамвая применяются и меньшие радиусы кривизны пути, но у современных вагонов оси разрезные - две полуоси с дифференциалом, как у автомобиля. На железной дороге такое решение снизило бы надежность.
Колея конных экипажей была стандартизована задолго до появления железных дорог - чтобы колеса повозки вписывались в дорожную колею. Колея британских железных дорог была выбрана такой же - 4 фута 8,5 ", т. е. 1435 мм. На первой россйской железной дороге - экспериментальной линии Петербург - Царское Село, пущенной в 1837 году - была применена более широкая колея в 6 футов. Это имело как свои преимущества (бОльшая устойчивость при той же ширине вагона или бОльшая допустимая ширина вагона) , так и веские недостатки (уже упомянутая проблема с радиусами кривизны, несовместимость с ЖД линиями сопредельных государств) . Поэтому при строительстве линии Петербург-Москва встал вопрос - оставить в качестве российского стандарта 6 футов или унифицировать с европейским стандартом. В итоге в России была выбрана странная величина в 1524 мм, вообще не выражающаяся в футах - ровно на два вершка шире европейской. О причине этого есть легенда. Яко бы вопрос о том, делать ли колею под европейски стандарт или шире, направили лично Николаю 1, который (поскольку ему изрядно уже наскучили многочисленные мелкие вопросы, связанные со строительством, то и дело направляемые на Высочайшее рассмотрение) чирканул на запросе резолцию: "На *** шире! ". Будто бы документ сей в середине 1970-х годов исследователи нашли в архивах.. . Постеснявшись переспросить, проектанты интерпретировали формулировку "на ***" как "на пару вершков"... В итоге мы, не получив никакого реального выигрыша, остались навсегда с проблемой смены колёсных пар пассажирских вагонов и перегрузки грузов на товарняке на всех внешних границах бывшего СССР, кроме финляндской (в Финляндии, по крайней мере лет 20 назад была, российская колея 1524 мм) .

Наряду с линиями со стандартной колеей, в России в конце 19 века широко строились и узкоколейные линии. Часть из них (например, Верховье-Ливны-Мармыжи) были впоследствии перешиты на стандартную колею, часть перестала существовать (например, Тула-Труфаново-Лихвин) . Впрочем, за годы постсоветского безвременья разрушены и многие магистральные линии, как например Горбачёво-Волово.
Похожие вопросы