Галина Ягодкина
Мудрец
(12256)
16 лет назад
Корни палиндромных техник лежат, видимо, в древних наговорах, создававших защищенное внутренне пространство (не зря первые палиндромы записаны на чашах, на алтарях) , а также в столкновении латинской (слева направо) и иудейской (справа налево) форм письма.
История палиндрома уходит в далекую древность. Палиндромические стихи были известны еще в древнем Китае. Многими исследователями отмечаются и заговорно-молитвенные свойства палиндромов, которые позволяли использовать их в качестве заклятий. Так, считалось, что при произнесении «оборачиваемой» фразы УВЕДИ У ВОРА КОРОВУ И ДЕВУ должна была восторжествовать справедливость. Народные пословичные построения также нередко имели палиндромическую структуру: ср. Аки лев и та мати велика.
Появление авторских палиндромов связывается с развитием силлабической поэзии (17 в.) . В русской поэзии до 20 в. наиболее известны две палиндромические строки Г. Державина:
Я разуму уму заря,
и
Я иду с мечем судия.
Многочисленные в 20 в. эксперименты в области поэтического языка не могли не задеть и палиндромических форм. К ним обращались русские поэты-экспериментаторы В. Хлебников и В. Брюсов, которые старались привнести в палиндромы и перевертни эстетическое начало. В 1920-е годы над палиндромами активно работали И. Сельвинский, А. Туфанов, в более поздние годы форму палиндрома использовал С. Кирсанов. В 1970-е годы А. Вознесенский старался найти органичное соединение палиндромической техники с визуальностью.