Иггдрасиль, в скандинавской мифологии древо мировое — гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы. Иггдрасиль определяет «вертикальную проекцию» пространственной модели мира скандинавской мифологии, соединяя различные миры (небо, землю, подземный мир) . Характеристика Иггдрасиля содержится в «Старшей Эдде» («Прорицание вёльвы» 2, 19, 28 и др. , «Речи Гримнира» 31 и след.) , а также в «Младшей Эдде» . Вёльва (провидица) (в строфе 2) называет Иггдрасиль mjötvið mæran (т. е. «древо меры, прекрасное» или «знаменитое») . Она упоминает девять миров и соответствующие им девять íviði. Это слово переводят по-разному: «деревянный инвентарь» , «тисовые деревья» , «корни» , «широкие» , «лес» . Учитывая сибирские параллели, следует это слово скорее всего переводить как древесную опору, основу, «костяк» каждого из девяти миров.
На вершине Иггдрасиля сидит мудрый орел, а между его глазами — ястреб Ведрфёльнир («полинявший от непогоды») , корни Иггдрасиля гложут дракон Нидхёгг и змеи. Перебранку между орлом и драконом переносит снующая по стволу белка Рататоск («грызозуб» ) — своеобразный посредник между «верхом» и «низом» . На среднем уровне четыре оленя щиплют листья Иггдрасиля. Кроме того, олень Эйктюрнир («с дубовыми кончиками рогов» ) и коза Хейдрун едят его листья, стоя на крыше Вальхаллы. Три корня Иггдрасиля простираются, согласно «Старшей Эдде» , в царство мертвых, к великанам и людям или, согласно «Младшей Эдде» , — к богам (асам ), инеистым великанам (хримтурсам) и к Нифльхейму (страна мрака) . Согласно «Младшей Эдде» , у Иггдрасиля находится главное святилище, где боги вершат свой суд. Под корнями расположены источники — Урд («судьба»?) , источник Мимира, Хвергельмир («кипящий котел») . «Младшая Эдда» определенно связывает Урд с небесным корнем, источник Мимира — с великанами и Хвергельмир — с Нифльхеймом. Но естественнее связать один из корней с людьми и с ним Урд, поскольку у этого источника живут норны, определяющие судьбы людей. Норны поливают влагой из источника дерево, чтобы оно, подгрызаемое змеями и оленями, не гнило. Можно реконструировать и представление о том, что медвяный источник Мимира питает мировое древо, но с другой стороны, сам Иггдрасиль покрыт медвяной влагой, и поедающая его листья коза Хейдрун питает неиссякаемым медвяным молоком павших в бою воинов (эйнхериев ) в Вальхалле.
Как вечнозеленое древо жизни Иггдрасиль пропитан живительным священным медом (см. Мед поэзии ).
Иггдрасиль связан с одинической мифологией. Слово «Иггдрасиль» буквально означает «конь Игга» , т. е. конь Одина (Игг — другое имя Одина) , и отражает миф о мучительной инициации («шаманском» посвящении) Одина, который провисел, пронзенный копьем, девять дней на этом дереве. Это название, возможно, также подчеркивает роль Иггдрасиля как пути, по которому обожествленный шаман (каким отчасти является Один) странствует из одного мира в другой. Возможно, что Один в мифологеме мирового древа вытеснил громовника Тора, поскольку имеются намеки на связи Тора с культом дуба и эти намеки поддерживаются индоевропейскими параллелями. Кроме Одина, с Иггдрасилем тесно связан также страж богов Хеймдалль (хранитель мирового древа) , который, по некоторым предположениям, является его антропоморфной ипостасью. По-видимому, Лерад и Мимамейд (от Мимира, хозяина медвяного источника) — синонимы Иггдрасиля. Его культовым эквивалентом были священные столпы — деревья, известные в исторические времена в Швеции и других местах. .