История теперь вынуждена умолчать о том, кому первому пришло в голову делать объемные изображения из глины, дерева и камня. За давностью лет имя первого скульптора-самоучки не сохранилось. Зато ученым удалось установить, что лепить наши предки начали намного раньше, чем рисовать. Впрочем, еще раньше, чем лепить, по-видимому, они научились вырезать фигурки из камня. Первые миниатюрные скульптурки довольно высокого уровня были созданы 25 тысяч лет назад. Это на десять тысяч лет раньше, чем люди стали наносить изображения на стены пещер и гротов.
...Удивительно то, что первыми работами древних скульпторов были в основном фигурки животных и фигурки женщин
Специалисты в этой области считают, что скульптурные произведения искусства в ту пору наделялись магическим значением. Вот вылепит креативный кроманьонец фигуру дикого оленя, пронзит ее дротиком и – удача обеспечена. Значит, охота будет удачной.
Скорее всего, зоркий глаз первого художника эпохи палеолита заприметил в каком-нибудь причудливом камне мягкой породы или куске дерева сходство с образом знакомого ему дикого зверя и решил довести это изображение до ума. Особой популярностью пользовался бизон, а также дикие туры, мамонты, носороги.
Размер эти произведения имели небольшой: сантиметров 10-15 высотой. Весьма неширокому кругу творческих интересов историки нашли свое логичное объяснение. Полагают, что древние люди боялись животных и поэтому их лепили. Нужно же было видеть, кого ты собираешься заклинать. Цветы, деревья и горы столь сильных эмоций не вызывали, и поэтому были лишены возможности попасть в историю древнего искусства. Кроме того, традицию изображения животных из камня, глины и слоновой кости археологи связывают с тотемными верованиями: у каждого рода был зверь, с которым ощущалось кровное родство.
А женщины… Попытки ряда историков трактовать выбор темы в «эротическом ключе» их оппоненты считают грубой модернизацией: ну, не мог древний скульптор видеть в условиях привычной повседневной обнаженности нечто притягательно-запретное… Все опять же объясняют колдовством, традициями, обычаями и верованиями.
Просто в ту пору, когда искусство только начиналось, люди жили по принципу матриархата. Фигурки имели довольно массивные тяжеловесные формы, почему-то с редуцированными ногами и руками. Так что исследователям остается логично предположить, что они были своего рода символом материнства и плодородия. Хотя и эту точку зрения можно оспорить. Как бы там ни было, но палеолитическим художникам, по-видимому, очень нравилось мастерить подобные произведения искусства. Женские статуэтки из камня и слоновой кости обнаружены в самых разных сторонах мира – от Франции до Восточной Сибири. Их коллекция насчитывает более ста только подлинных образцов. Кстати, именно женские образы были первыми антропоморфными – то есть, представляющими человека - изображениями.
В современном искусстве миниатюрной скульптуре долгое время отводилась роль эскиза. Миниатюрная скульптура рассматривалась как уменьшенная модель будущего объемного произведения искусства. И только в 1970-е в нашей стране ее начинают воспринимать как самостоятельный жанр. Современные художники создают объемные изображения из самых разных материалов – глины, пластика, стекла, бронзы, драгоценных металлов…