Одним из самых живописных и необычных метрополитенов мира по праву считается подземка Стокгольма – Tunnelbana, что в переводе со шведского означает "дорога в тоннеле". Сами шведы считают его одной из главных достопримечательностей своей столицы и гордо называют его "самой длинной художественной галереей в мире". Общая протяженность линий стокгольмского метро – 110 километров, и абсолютно каждая из 101 существующих станций представляет собой уникальное произведение подземного дизайна. В создании стокгольмского Tunnelbana принимали участие более ста художников, архитекторов и скульпторов Швеции. Среди них были и признанные мэтры, и очень молодые творцы, непрофессиональные коллективы и даже студенты-первокурсники. В Стокгольме искусство вынесли в метро просто так, чтобы пассажирам было не скучно ездить на работу. Кроме того, над концепцией украшения метро работала команда психологов, которая и отбирала произведения искусства, способные избавить горожан от клаустрофобии и прочих стрессов, возникающих при ежедневном спуске на глубину. Так, в пещерах метро (тоннели подземки действительно пробиты в горных породах) появились разлапистые фигурки пингвинов, трехметровые изображения клоунов, изящные столы и стулья – образцы нового шведского дизайна, расставленные прямо на платформе, копии экспонатов самых известных музеев, замурованные в стены по соседству с расписанием поездов, и живописные мозаичные панно. А еще с лета 2001 года в стокгольмском метро периодически выступают бригады профессиональных комиков: их нанимает руководство транспортной компании, для того чтобы поднять пассажирам настроение.
Предметом искусства стала и на редкость замысловатая планировка Туннельбана. В Стокгольме очень много "спаренных" станций, когда на один перрон прибывают поезда разных веток. Кстати, именно это запутанное устройство шведского метро привлекает к нему повышенное внимание подростков и бомжей. Легко догадаться, что первых интересуют приключения в таинственных подземельях, а вторых - место для ночлега. Станции предоставляют массу возможностей и тем и другим. Как правило, за пределами платформ имеются обширные пустующие гроты. Находиться в них безопасно, а попасть проще простого: дверца, соединяющая их со станциями, обычно не бывает заперта. И хотя шведская полиция периодически вылавливает из метротоннелей десятки человек, паломничество это не прекращается. Следы его заметны невооруженным глазом: все тоннели разукрашены красочными граффити.
Стокгольмский метрополитен стал новатором не только в заботе о психологическом здоровье пассажиров. Столица Швеции первая в Европе разрешила приватизировать свой метрополитен: месяц назад администрация городского транспорта (SL) выдала французской компании CGEA-Transport концессию сроком на 10 лет на право эксплуатации метро и некоторых других линий рельсового транспорта.