У коралловых рыбок, обитающих у берегов Гавай, есть целая система звуковых сигналов, т. е. почти настоящий язык. Это выяснили ученые из Гавайского университета, Маноа (University of Hawaii at Manoa) во главе с профессором зоологии, специалистом по поведенческим реакциям Тимоти Трикасом (Timothy Tricas).
Результаты их изысканий были представлены на совместном заседании Американского акустического общества и Акустического общества Японии в ноябре этого года.
В настоящее время на земле существует более 25 тыс. видов рыб. Не так давно было открыто еще несколько десятков новых видов на о. Борнео в ходе долгосрочной программы Всемирного фонда по охране дикой природы (WWF), длившейся с июля 2005 по сентябрь 2006 года. Ихтиологи уверены, что около тысячи рыб способны воспринимать и производить звуки. Потенциально спектр подводных средств общения разнообразен - шепот, ворчание, глухой шум. При этом все звуки длятся не более нескольких миллисекунд – потому и остаются неуловимыми для человеческого уха.
У рыб другое устройство слухового аппарата, они улавливают звуки при помощи плавательного пузыря и боковой линии, интерпретируя колебания воды. Открытие, совершенное профессором Трикасом состоит в установлении четкой взаимосвязи между этими органами у рыбок-бабочек (лат. Chaetodon multicinctus, англ. butterflyfish).
В ходе эксперимента морские биологи исследовали группу особей, каждая из которых охраняла свою территорию. Исследователи помещали одну пару в стеклянный сосуд, который размещали на территории другой пары. Расшифровка данных, записанных при помощи сверхчувствительного микрофона, показала, что незваные гости и хозяева общались при помощи широкого спектра звукогенерирующих движений: похлопывания по воде хвостовым плавником, вытягивание спинки, бормотания и даже прыжков. В результате этих действий получался короткий, не дольше 10-150 миллисекунд, звук. Звуки помогают рыбам находить друг друга, даже если вода мутная.
По мнению автора исследования, Тима Трикса, изучение способности рыб к разговору может пролить свет на эволюцию навыков слушания и коммуникации у позвоночных в целом, а также сопряженных с ними механизмов социального поведения – например, разграничения территории.