

«Лебединое озеро» — балет Петра Ильича Чайковского. Постановка основана на либретто Владимира Бегичева и, возможно, Василия Гельцера. История о лебедином озере — это старинная германская легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна Ротбарта.

Легенда? Конечно, но Пётр Ильич Чайковский, сочиняя балет «Лебединое озеро» , искал в этом сказочном сюжете мысли и настроения, близкие ему и его современникам. Так родилось произведение, где, следя за происходящим на сцене, вы видите во взаимоотношениях героев, в их отчаянии и надежде, в попытке отстоять своё право на счастье столкновение сил добра и зла, света и тьмы… Одетта и принц Зигфрид олицетворяют первые, Ротбарт и Одиллия – вторые.
П. И. Чайковский уже был, несмотря на свою молодость, известным композитором, когда начал писать балет «Лебединое озеро» . Его проникновенный лиризм стал основанием для того, чтобы в историю музыки «Лебединое озеро» вошло как альбом задушевных песен без слов.
Первая постановка балета создана Юлиусом Резингером на музыку Чайковского. Премьера «Озера лебедей» прошла 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве, Одетту танцевала Полина Карпакова. Постановка была малоудачной и вскоре сошла со сцены.

Постановка Мариуса Петипа и Льва Иванова была осуществлена для императорского балетного театра и впервые показана 15 января 1895 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Для этой реконструкции оригинальная партитура Чайковского была откорректирована главным дирижёром Петербургского Императорского Театра, композитором Рикардо Дриго. Именно эта постановка стала канонической, в ней впервые удалось найти адекватное сценическое воплощение музыки Чайковского.


Несмотря на то, что существуют разные версии постановки балета, основная масса балетных трупп отдаёт предпочтение и в хореографии, и в музыкальной обработке именно версии Петипа-Иванова.
