Титова Наталья
Мастер
(2383)
16 лет назад
Сегодня алюминиевые банки уверенно занимают свое место на рынке. В 2000 г. лишь 0,2 % россиян пили пиво из алюминиевых банок, в 2004 г. эта цифра составила около 13 %. В первую очередь, причиной этого роста стала массированная рекламная кампания, направленная на слом стереотипа о плохом качестве баночного пива. Потребители привыкли к новому виду упаковки, и теперь даже на прилавках магазинов пиво в стеклянных и ПЭТ-бутылках подчас остается в меньшинстве.
С 1999 г. в нашей стране началось увеличение производства пива, коктейлей и тонизирующих напитков, продолжающееся и сегодня. Рост объемов производства приводит к соответствующему росту спроса на тару. Конечно, этот общий спрос частично удовлетворяют производители стеклотары и ПЭТ-тары, постоянно увеличивающие свои мощности. Однако на рынке напитков сохраняется дефицит тары, что тоже на руку производителям алюминиевых банок.
Говорить о системной конкуренции между производителями тары для напитков еще рано, пока они борются только за отдельные заказы крупных клиентов. Но уже сейчас многие «стекольщики» признают, что «баночники» все-таки сумели отобрать у них часть рынка тары для напитков, которую теперь уже не вернуть. Общей же тенденцией рынков стеклянной и алюминиевой тары является процесс импортозамещения, что можно только приветствовать.
Характеристики и виды алюминиевых банок
Несмотря на все предубеждения, напиток в алюминиевой банке сохраняет свои вкусовые качества значительно лучше, чем в пластиковой.
Банка непрозрачна, алюминий надежно защищает продукцию от вредного воздействия окружающей среды и практически никак не воздействует на продукцию сам. При транспортировке на большие расстояния алюминиевая банка обеспечивает уже не потерю, а выигрыш в цене (изначально, банка для клиента немного дороже, чем стеклотара) — она ведь намного легче бутылки и не бьется. Именно поэтому линии по розливу в алюминиевые банки покупают крупные национальные пивоваренные компании. Банка быстро охлаждается, что очень существенно для прохладительных напитков. Подделать этот вид упаковки мошенникам не по средствам. И, наконец, банка является одноразовой упаковкой и подлежит полной переработке.
На рисунках 1 и 2 приведены два основных вида алюминиевых банок, используемых в России для упаковки напитков (информация с сайта компании «Ростар») .
Пищевая промышленность — один их основных «потребителей» чистого алюминия: по данным исследователей, именно спрос на алюминиевую тару и упаковку в 70-80-х годах прошлого века спровоцировал существенный рост мирового производства алюминия, а сегодня на долю «пищевиков» приходится порядка 60% всего объема производства алюминиевого проката. Если же говорить о конкретных странах, то в Японии, например, на банки идет около 80% алюминия, в Бразилии — 78%, в Америке — 62%, а в Европе — примерно 41%. Россия заметно отстает по этим показателям — доля баночного алюминия составляет не больше 10%.
«Пищевой» алюминий делится на три группы:
Жесткая алюминиевая тара — те самые банки для напитков, которые стали применяться в России примерно с 1995 года и сегодня пользуются особой популярностью среди производителей пива.
Полужесткий упаковочный материал — контейнеры для упаковки продуктов быстрой заморозки.
Мягкий упаковочный материал (фольга) — на сегодняшний день представлена множеством видов, созданных за счет комбинации с различными материалами (бумагой, полиэтиленом и т. д. )
Следует отметить, что вторая группа изделий нередко включается в категорию видов алюминиевой фольги, поэтому многие производители «пищевого» алюминия предпочитают говорить о двух основных направлениях отрасли — банки и упаковка.