ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Восковая живопись, вид живописной техники, при которой связующим краски веществом служит воск. Благодаря его малой химической активности и влагоустойчивости произведения, выполненные В. ж., сохраняют в течение многих веков первоначальную свежесть локального цвета, плотность и фактуру красочного слоя.
В. ж. с 14 в. до н. э. применялась в Древнем Египте для окраски фасадов храмов. В Древней Греции к 5 в. до н. э. была выработана технология наиболее прочной В. ж. горячим способом (энкаустика, от греч. enkaio — выжигаю): сильно подогретые восковые краски наносились на нагретый раскалённой бронзовой лопаткой участок основы. Согласно Плинию Старшему, этим способом писали Зевксис и Паррасий (произведения не сохранились). Фаюмские портреты (1 в. до н. э. — 4 в. н. э.) и византийские иконы (до 12 в.) выполнялись В. ж., в которой энкаустика постепенно сменялась восковыми красками на скипидаре (так называемый холодный способ) и восковой темперой (эмульсии с примесью летучих масел), менее прочными, но и менее сложными для работы. В настоящее время В. ж. применяется главным образом для заполнения утрат красочного слоя и его закрепления при реставрации живописи.
http://artpaint.kiev.ua/?main=tex&menu=menuist&id=voskjivopisВ Др. Египте с 14в. до н. э. восковая живопись применялась для окраски фасадов храмов, в Др. Греции и Византии - в станковой живописи.
История портрета
Искусство портрета насчитывает уже несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего вида человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла легко найти своего бывшего владельца. Этим же целям служили и живописные фаюмские портреты, которые были выполнены в технике энкаустике (восковая живопись).
http://www.portret.com.ua/history_of_portrait_ru.htmlЭнкаустика
(гр. enkaustike, от encaio — жгу, выжигаю) — восковая живопись, выполненная горячим способом. Техника энкаустики была создана в V в. до н. э. в Древней Греции и стала одной из наиболее прочных и долговечных. Предварительно разогретые краски {воск, смолы, масло, пигмент) наносились на подогретую основу кистью и раскаленным бронзовым инструментом, после чего живопись оплавлялась с помощью жаровни.
В этой технике были выполнены на деревянных досках файюмские портреты (I в. до н. э.— IV в. н. э., Египет). Наиболее ранние из файюмских портретов близки античным росписям, для них характерны яркая жизненность образов, объемность, светотеневая моделировка форм, поворот головы в три четверти. Художник точно передавал внешние черты портретируемого, цвет глаз, выразительность лица, фактуру волос и золотое сияние украшений. В поздних файюмских портретах живописная манера уступала более условной, графической, плоскостной, с фронтальным положением головы. Восковые краски заменялись темперой, так как художник сосредоточивал внимание на внутренней, духовной стороне.
http://bibliotekar.ru/slovarZhivopis/169.htm ИСТОРИЯ:
ЭНКАУСТИКА КАК ТЕХНИКА ЖИВОПИСИ включает смешивание пигментов в плавленом воске, после чего горячие восковые краски наносятся на поверхность основы. Энкаустика — одна из наиболее устойчивых техник живописи, некоторые древние работы, выполненные восковыми красками, и сейчас так же свежи, как во время их создания. Следует использовать только светостойкие пигменты, а сами работы не должны нагреваться до высоких температур, при которых поверхность воска может расплавиться. Преимущества этой техники заключаются в том, что работы безучастны к влиянию нормальных атмосферных изменений и они не сжимаются и не расширяются; воск не вызывает агрессивных химических реакций при взаимодействии с пигментами и грунтовочным слоем.