Любой генераторный автомат (ГА) состоит из первичного двигателя и генератора. Первичные двигатели. Выбор типа первичного двигателя судовых генераторов обычно определяется типом главной судовой установки. Если главный
двигатель на судне — дизель, то в качестве первичных двигателей генераторов используют дизели. В случае установки в качестве главных двигателей паровых турбин, первичными двигателями генераторов являются паровые турбины. Однако на этих судах, как правило, устанавливают и дизель-генераторы. Они обеспечивают судно электроэнергией при аварийных ситуациях и стоянке в порту, когда работа турбогенераторов невозможна или экономически нецелесообразна. Использование Дизелей в качестве первичных двигателей судовых генераторов целесообразно, так как они экономичны, компактны, автономны и требуют сравнительно несложной и небольшой по времени подготовки к пуску. В настоящее время в основном применяют дизели с частотой вращения 500—750 об/мин и 1000—1500 об/мин. Высокооборотные дизель-генераторы легче малооборотных, занимают меньше места, дешевле и имеют более высокий к. п. д. Однако они обладают меньшим моторесурсом и очень шумны. Дизели допускают возможность работы с перегрузкой 10% номинальной мощности в течение одного часа.
Турбогенераторы по сравнению с дизель-генераторами имеют большие сроки службы и надежность. Вращаются они равномерно, поэтому параллельная работа турбогенераторов более устойчива, чем дизель-генераторов. Вместе с тем они менее экономичны, перед пуском турбину необходимо сравнительно долго прогревать, а в случае аварии котельной установки судно оказывается обесточенным. Турбогенераторы в основном имеют рамное исполнение и турбина соединяется с генератором непосредственно, либо через редуктор. Основные требования Правил Регистра, предъявляемые к первичным двигателям генераторов: - номинальная частота вращения должна отличаться от критической первичного двигателя не менее чем на 20%;- первичные двигатели генераторных агрегатов, работающих параллельно, должны иметь тождественные механические харак-теристики; - регуляторы частоты вращения первичных двигателей при набросах и сбросах полной нагрузки должны обеспечивать автоматическое поддержание номинальной частоты вращения в следующих пределах: мгновенное изменение — не более 10% номинального значения; установившаяся частота вращения не должна отличаться от номинальной более чем на 5%; время достижения новой установившейся частоты вращения — не более 5 с; - конструкция регуляторов первичных двигателей должна пре-дусматривать возможность дистанционного изменения частоты вращения в пределах ±10% номинального значения; - если первичный
двигатель, кроме основного регулятора частоты вращения, имеет предельный регулятор, то последний должен автоматически прекращать подачу пара (топлива) при увеличении частоты вращения на 15% выше номинальной. Каковы основные причины изменения частоты вращения ГА в процессе работы? Изменение частоты вращения ГА в процессе работы может происходить из-за недостаточной подачи пара (топлива) к первичному двигателю (дизелю или паровой турбине) . Также изменение частоты вращения ГА в процессе работы может возникнуть при неисправности регулятора частоты вращения или предельного регулятора.