Елена
Мыслитель
(5773)
16 лет назад
Витраж - это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности. Слово «витраж» имеет французское происхождение («vitrage» - остекление) , но восходит к латинскому «vitrum» - стекло. Дневной свет, особенно солнечный, проходя через оконные витражи, преображается сам и преображает весь дом. Помещения наполняются подвижным цветным воздухом, который колеблется, как марево, радуя обитателей дома постоянной игрой красок. Если же витраж служит потолочным плафоном, окном-обманкой или декоративным панно на стене и подсвечивается, то пространство дома как бы раздвигается и возникает ощущение глубины. Древнейшим европейским витражам, раскопанным в Риме, больше 2 тысяч лет. Древние египтяне уже использовали кусочки цветного стекла, но итальянцы закрывали окна сначала пластинками алебастра и селенита. В этих пластинках на просвет был виден изысканный рисунок прожилок. Уже тогда полупрозрачные окна, смягчая жар средиземноморского солнца, дарили интерьеру цветной полумрак. В VI в. цветное стекло считали сплавом драгоценных камней. Окна построенного в это время храма Святой Софии в Константинополе были уже по-настоящему витражными. В начале Средних веков французские и немецкие ремесленники стали создавать витражи для храмов на библейские сюжеты. Стекло использовалось только красное, синее и бесцветное. Его фигурные кусочки, вырезанные по лекалам, закреплялись между полосками Н-образного свинцового профиля, которые были отлиты и изогнуты по контуру каждого цветного пятна и спаяны между собой. Это самая древняя техника так называемого классического паечного витража. Лучшими в мире считаются французские витражи - наследие готики. Своим рождением они обязаны новой конструкции храмов, благодаря которой в стенах появились многометровые проемы. «Изюминкой» новой архитектуры стала стрельчатая готическая арка. В начале XX в. витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван де Вельде, Франк Ллойд Райт, Чарльз Ренни Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал. Новые строительные технологии и способы обработки стекла, применение для переплетов пластобетона, латуни и алюминия, и эпоксидных смол для склейки помогли архитекторам осуществить настоящую экспансию витража в современную архитектуру. Ныне витраж - произведение не только монументальной живописи, но и декоративно-прикладного искусства.