Скорпион, белый и пушистый
Просветленный
(22540)
10 лет назад
Про доктора Живаго
В романе отражены авторская концепция бытия, представления писателя о том, что в мире все взаимосвязано, и судьба человеческая связана с судьбой
человечества. Поэтому в романе частная судьба героя призвана передать
закономерности исторического развития и течения жизни вообще. Это
произведение не столько о том, как складывается судьба человека, сколько
роман о жизни эпохи в целом. Отсюда и своеобразие образа главного
героя. В советской критике героя оценивали неоднозначно: относили к
категории лишних людей, характеризовали как пустодушного и никчемного,
сопоставляли с Климом Самгиным Горького.
Главное содержание романа — духовная история человека, духовная
жизнь доктора Живаго. Юрий Живаго - лирический герой. Роман построен по
законам лирического самовыражения. Главную смысловую нагрузку несут не
зарисовки событий, не жизненные обстоятельства, не поступки героев, а
монологи, размышления героев, их разговоры, письма, поскольку в них
запечатлен духовный опыт эпохи. По своим качествам Юрий Живаго -
гениальный диагност общественных болезней, поскольку именно он
раскрывает суть нравственных изломов эпохи.
Особую роль в романе имеет поэтическая символика. Очень часто
символы являются знаками судьбы. Например, Юра Живаго еще студентом ехал
по Москве с Тоней: «Они проезжали по Камергерскому. Юра обратил
внимание на черную протаявшую скважину в ледяном наросте одного из окон.
Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти
с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и
кого-то поджидало. «Свеча горела на столе. Свеча горела... » — шептал Юра
про себя начало чего-то смутного, неоформившегося, в надежде, что
продолжение придет само собой, без принуждения. Оно не приходило» (кн.
1, ч. III, 10). Но оно пришло, и действительно «само собой» , когда
свеча, явившаяся ему в чужом окне, «переселилась» в его собственную
комнату.
Свеча - символ любви, метель - образ вихревой революционной эпохи.
Революция осознается как неизбежность, водоворот событий, антигуманных
по сути, которые герой не хочет и не может принять. Символически значима
и фамилия главного героя: она связана с молитвой.
Герой воспринимает жизнь в ее течении и обновлении. Он отражает
авторское понимание событий: история подобна жизни растений, рост
которых нельзя заметить, но он осуществляется ежесекундно, и потому все
повороты истории естественны и закономерны, как и этапы жизни растения.
Творение истории не закончилось, оно осуществляется каждый миг, и каждый
человек творит историю. В переплетении судеб главных героев романа,
даже в интимных деталях, автор подчеркивает приобщение человека к
созданию истории, лепке мира. Об этом говорит и Лара, пытаясь ответить
на вопрос, почему они любят друг друга (потому что так хотело все
живое) . Во встречах главных героев открывается предначертание свыше. И
идея связи высшего предначертания, человека и истории является в романе
одной из главных.