Санкт-Петербург – второй по величине и по значению город России, столица в XVIII – начале XX века. Основан самым знаменитым русским царём Петром I (Великим) и назван в честь апостола Петра (хранителя ключей от ворот рая) , под чьим покровительством был и сам император.
Фигура царя Петра – одна из ключевых в русской истории. Ему удалось превратить патриархальную московскую Русь в Российскую Европу.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]- памятник Петру 1, основателю СПБ. Скульптор - Этьен Морис Фальконе. Открыт 7 августа 1782 г. , к столетию вступления на престол Петра 1. бронзовый всадник на вздыбленном коне, взлетевший на вершину скалы, - один из лучших конных памятников мира. Этот монумент - такой же символ СПБ, как Эрмитаж, как Исаакиевский собор или шпиль Адмиралтейства.
В 1833 г. русский поэт Александр Пушкин написал поэму «Медный Всадник» . С тех пор памятник Петру прозвали «Медным всадником» .
Появление на берегах Невы бронзового всадника, вероятно, в среде старообрядцев родило апокалипсическую легенду о том, что это всадник Апокалипсиса, а конь его – конь бледный, появившийся после снятия 4-й печати, всадник, «которому имя смерть; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвёртой частью земли – умерщвлять мечом и голодом, и мором, и зверями земными» .
Судя по воспоминаниям современников, памятник Петру действительно внушал неподдельный ужас. Во время открытия монумента впечатление было такое, будто Пётр прямо на глазах собравшихся въехал на поверхность огромного камня.
Подобных историй было множество. одну из них услышал от своего друга Виельгорского А. С. Пушкин. Она относится к драматическому для России 1812 г. В тот момент, когда СПб всерьёз угрожала опасность наполеоновского вторжения, государь Александр Павлович распорядился вывезти статую Петра Великого в Вологодскую губернию.
В это время некоего капитана Батурина стал посещать один и тот же таинственный сон. Во сне он видит себя на Сенатской площади рядом с памятником Петру. Вдруг голова Петра поворачивается, всадник съезжает со скалы и по улицам направляется к Каменному острову, где в то время жил император Александр I. Бронзовый всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого навстречу ему выходит озабоченный государь. «Молодой человек, до чего ты довёл мою Россию» , -говорит ему Пётр Великий, - «но пока я на месте, моему городу нечего опасаться! » Затем всадник поворачивает назад и снова раздаётся звонкое цоканье бронзовых копыт его коня по мостовой. Капитан добивается свидания с личным другом императора князем Голицыным и рассказывает ему о ночном видении. Поражённый рассказом, Голицын пересказывает услышанное царю, после чего утверждает легенда, Александр отменяет своё решение о перевозке монумента.
Благодаря Пушкину, использовавшему этот фантастический сюжет в своей поэме, бронзовый монумент Петра стал называться в СПБ
"Медный всадник".
«Медный всадник» был первым установленным в России памятником. До XVIII века памятников, даже и царям, не ставили. Аскетические установки русского православия препятствовали утверждению плотского начала в искусстве.
Петр не возражал против установления памятника самому себе еще при жизни.
Петр был доволен работой скульптора, но в бронзе монумент был отлит лишь в 40-е годы, в царствование Елизаветы Петровны.
Новая императрица Екатерина II, отстранив от дел архитектора Ф. Б. Растрелли, забраковала статую скульптора К. Б. Растрелли. По совету Дидро, русский посол во Франции князь Голицын предложил Этьену-Морису Фальконе взяться за сооружение памятника Петру.