В чем необычность знаменитого японского сада камней?
Там вроде 15 камней, но видно всегда только 14 Желательно с фото
Японский сад камней - это планомерное расположение объектов используемое для организации ландшафтов и архитектурных пространств. Сад камней - это вид пространства, которое связано с расположением наблюдателя и образует поле зрения, где наблюдатель воспринимает гармоническое расположение объектов.
Сад камней - это форма японского сада, которая имеет начало в философии дзен-буддизма. Чаще всего сады камней расположены возле храмов и составляют продолжение интерьера, где пространство сада образует место умиротворенного созерцания. Считается, что первый сад камней был построен знаменитым мастером дзен-буддизма Соами (1480-1525). Это наиболее известный японский сад камней, который находится в Рёандзи (буддийский храм в Киото) .
Садом является небольшая прямоугольная площадка (с востока на запад 30 метров и с юга на север10 метров) . На площадке расположены 15 камней, которые собраны в пяти группах. Если смотреть на камни из храмового павильона с того места, где традиция предписывает созерцать сад, то можно обнаружить, что кажущееся беспорядочное расположение камней обладает гипнотическим воздействием на человека. Созерцание камней позволяет сосредоточиться и обрести спокойное состояние предрасполагающее к медитации. Храм Рёандзи был построен в 15 веке и с тех пор люди замечают в расположении сада некую неизвестную загадку, которая проявляется в восприятии необъяснимой и таинственной гармонии. В расположении сада видели разнообразные зрительные ассоциации, но композиция сада не может быть объяснена простыми аналогиями с предметами окружающего мира. Дзен-буддисты видели в красоте сада проявление непостижимой природы бытия, но в действительности гармония природы является законом мира и имеет объяснение в определенных геометрических закономерностях. Чтобы понять тайну сада, необходимо увидеть геометрическую сеть линий, которые образуют невидимый геометрический чертёж, что показано на схеме:
Серый прямоугольник показывает границы площадки, на которой расположены пять групп камней. Темная точка внизу схемы показывает место созерцания, откуда люди видят расположение камней. Точка созерцания совпадает с вершиной семиугольника, который образует геометрическую сеть линий. Границы сада камней организованы в соответствии с геометрической сетью линий: - дальнюю границу сада определяют пересечения линий BE/CG и AE/DG; - ближнюю границу сада определяют пересечения линий AC/BG и AF/CG; - правая граница сада ориентирована по линии EG; - дальний левый угол сада неточно совпадает с пересечением линий AC/BD (можно предположить, что правая и левая границы сада неточные, и были изменены в результате реконструкции, которая была произведена в 1789 году) Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника - с остальных трех сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами, - и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый - тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстает опять в иной композиции, состоящей из все тех же пятнадцати камней, из которых один - невидим...."
Храм Тофуку-дзи, Киото, Япония
вот именно что в этом и необычность камне 15 а только 14 находят
На покрытой гравием площадке набросаны пять кучек камней (предположительно базальт или гранит) самого заскорузлого и непрезентабельного вида. Обнаружить их всех не так просто: некоторые вовсе не выглядят камнями - они полностью вкопаны в грунт и на уровне земли видны лишь их макушки. Камней всего 15, но один из них действительно не виден. Но в этой невидимости нет никакой особой хитрости и фокуса. Проблемных камней ровно два: если ты сел в партере справа, загорожен соседями самый дальний из левой кучки, если сел в партере слева - не виден крайний правый. Вот и вся загадка.
Сад представляет собой небольшую по размерам прямоугольную площадку (с востока на запад — 30 м, с юга на север — 10 м) , засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зеленый мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки, которые могут ассоциироваться с мягкой рябью воды. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором. Сад является частью храмового здания, поэтому подойти к нему можно, только пройдя через храм, а созерцать — только сидя на веранде храма. Что же олицетворяют собой камни в саду? Одни считают, что это пять великих горных вершин, поднимающихся к небу сквозь облака, другие думают, что это пять островов в безбрежном океане, кому-то кажется, что это тигрица со своими детенышами переплывает бурное море. Ассоциативный ряд бесконечен. Но в этом саду есть немало и других загадок. Одна из них заключается в том, что, с какой бы части веранды зритель ни смотрел на сад, он всегда будет видеть только 14 камней, каждый раз какой-нибудь камень (каждый раз — другой) будет исчезать из поля зрения. Таким образом дзэн-буддийский монах Соами старался показать людям безмерность мира, мощь Космоса, величие Будды, давая понять, что в огромном мире немало сокровенного, непостижимого. если говорить проще, то как бы человек не был уверен в своем знании, всегда есть то, что скрыто от его глаз, от его понимания)) ) Еще одна загадка сада — в его гипнотическом воздействии на человека. Созерцание камней дает возможность сосредоточиться, обрести спокойное состояние духа и углубиться в себя. Ведь этот сад был создан мастером для медитаций монахов. В очертаниях камней, в бесконечности ассоциаций, которые они рождают в разное время года и при разном освещении в течение дня, каждый зритель находит свое. Сокровенное и самое для него важное. Загадки сада Рёандзи, как и загадка улыбки Джоконды, непостижимы, вечно таинственны и прекрасны.
1 невидно....