Японский сад камней - это планомерное расположение объектов используемое для организации ландшафтов и архитектурных пространств.
Сад камней - это вид пространства, которое связано с расположением наблюдателя и образует поле зрения, где наблюдатель воспринимает гармоническое расположение объектов.
Сад камней - это форма японского сада, которая имеет начало в философии дзен-буддизма. Чаще всего сады камней расположены возле храмов и составляют продолжение интерьера, где пространство сада образует место умиротворенного созерцания.
Считается, что первый сад камней был построен знаменитым мастером дзен-буддизма Соами (1480-1525). Это наиболее известный японский сад камней, который находится в Рёандзи (буддийский храм в Киото) .
Садом является небольшая прямоугольная площадка (с востока на запад 30 метров и с юга на север10 метров) . На площадке расположены 15 камней, которые собраны в пяти группах.
Если смотреть на камни из храмового павильона с того места, где традиция предписывает созерцать сад, то можно обнаружить, что кажущееся беспорядочное расположение камней обладает гипнотическим воздействием на человека. Созерцание камней позволяет сосредоточиться и обрести спокойное состояние предрасполагающее к медитации.
Храм Рёандзи был построен в 15 веке и с тех пор люди замечают в расположении сада некую неизвестную загадку, которая проявляется в восприятии необъяснимой и таинственной гармонии.
В расположении сада видели разнообразные зрительные ассоциации, но композиция сада не может быть объяснена простыми аналогиями с предметами окружающего мира. Дзен-буддисты видели в красоте сада проявление непостижимой природы бытия, но в действительности гармония природы является законом мира и имеет объяснение в определенных геометрических закономерностях.
Чтобы понять тайну сада, необходимо увидеть геометрическую сеть линий, которые образуют невидимый геометрический чертёж, что показано на схеме:
Серый прямоугольник показывает границы площадки, на которой расположены пять групп камней.
Темная точка внизу схемы показывает место созерцания, откуда люди видят расположение камней.
Точка созерцания совпадает с вершиной семиугольника, который образует геометрическую сеть линий.
Границы сада камней организованы в соответствии с геометрической сетью линий:
- дальнюю границу сада определяют пересечения линий BE/CG и AE/DG;
- ближнюю границу сада определяют пересечения линий AC/BG и AF/CG;
- правая граница сада ориентирована по линии EG;
- дальний левый угол сада неточно совпадает с пересечением линий AC/BD
(можно предположить, что правая и левая границы сада неточные, и были изменены в результате реконструкции, которая была произведена в 1789
году)
Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края песчаного прямоугольника - с остальных трех сторон сад ограничен каменными монастырскими стенами, - и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый - тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень. Еще шаг по галерее, и гениально спланированный хаос предстает опять в иной композиции, состоящей из все тех же пятнадцати камней, из которых один - невидим...."
Храм Тофуку-дзи, Киото, Япония
Желательно с фото