ПО СТРОЕНИЮ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делятся на
✔ простые, с одной грамматической основой, и
✔ сложные, в которых грамматических основ не менее двух.
Простые предложения по структуре, то есть строению, грамматической основы делятся на
✔ двусоставные, в грамматической основе которых есть и подлежащее, и сказуемое, и
✔ односоставные, в грамматической основе которых есть только подлежащее или только сказуемое.
По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на
✔ распространённые и
✔ нераспространённые.
По тому все ли члены предложения на своём месте простые предложения делятся на
✔ полные (все члены предложения на своих местах) и
✔ неполные, с пропущенными членами предложения, которые восстанавливаются из контекста.
По наличию осложняющих факторов в строении предложения делятся на
✔ неосложнённые (нет осложняющих факторов) и
✔ осложнённые – с осложняющими факторами, к которым относятся однородные члены предложения, обособленные члены, вводные конструкции, обращения.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражается его грамматической основой.
Эти значения связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого. Например, предложения Молодёжь танцует. Спортсмен тренируется содержат сообщение о деятеле и его действии в настоящем времени; предложения Молодёжь танцевала. Спортсмен тренировался содержат сообщение о деятеле и его действии в прошедшем времени; предложения Молодёжь будет танцевать. Спортсмен будет тренироваться содержат сообщение о деятеле и его действии в будущем времени. Предложения Вы проверили сочинения? Вы прочли статью? содержат вопрос о деятеле и его действии в прошедшем времени.Предложения Вы проверьте цитаты и Вы проверили бы цитаты содержат побуждение собеседника к действию.
СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ делятся на
✔ бессоюзные и
✔ союзные – сложносочинённые и сложноподчинённые.
СТРОЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ зависит от его компонентов:
✔ белая берёза, новыми домами – прил. + сущ. (гл. слово – сущ. , над ним ставится крестик) ;
✔ белеющая берёза, построенными домами – прич. + сущ. (гл. слово – сущ. ) ;
✔ пятая берёза, сотый дом – числ. + сущ. (гл. слово – сущ. ) ;
✔ лист смородины, трубкой телефона – сущ. + сущ. (гл. слово – первое сущ. ) ;
✔ интересный для нас, красный от смущения – прил. + мест. с предлогом и прил. + сущ. с предлогом (гл. слово прил. ) ;
✔ каждый из нас, любой из присутствующих – мест. + мест. с предлогом и мест. + сущ. с предлогом (гл. слово мест. ) ; присутствующих – существительное, образованное из причастия;
✔ взять книгу, приехал на автобусе – глаг. + сущ. и глаг. + сущ. с предлогом (гл. слово глаг. ) ;
✔ взявший книгу, приехав на автобусе – прич. + сущ. и дееприч. + сущ. с предлогом (гл. слово – прич. и деепричастие) ;
✔ прийти поздно, идёт впереди – глаг. + нареч. (гл. слово – глаг. ) ;
✔ очень громкий, очень громко – нареч. + прил. и нареч. + нареч. (гл. слово – прил. и второе нареч. ) .
Словосочетания с главным словом именем (сущ. , прил. , числ. ) или местоимением, называются в школах ИМЕННЫМИ, с главным словом, выраженным глаголом, причастием или деепричастием – ГЛАГОЛЬНЫМИ, а с главным словом наречием – НАРЕЧНЫМИ.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ зависит от значения его компонентов:
✔ словосочетания белая берёза, лист смородины (лист какой? ) имеют значение ПРЕДМЕТ И ЕГО ПРИЗНАК;
✔ словосочетания одеть ребёнка, смотреть фильм имеют значение ПРЕДМЕТ И ЕГО ПРИЗНАК;
✔ значение словосочетаний прийти поздно, идёт впереди – ДЕЙСТВИЕ И ЕГО ПРИЗНАК;
✔ словосочетания очень громкий, очень громко имеют значение ПРИЗНАК И ЕГО ПРИЗНАК.