Sergey Savchenko
Просветленный
(30804)
18 лет назад
Разные источники приводят две основные версии о присхождении поговорки о зарытой собаке. Одна из легенд гласит:
Австрийский воин Сигизмунд Альтенштейг все походы и битвы провёл вместе со своей любимой собакой. А однажды, во время похода по Нидерландам, собака ценой своей жизни спасла от гибели хозяина. Благодарный воин торжественно похоронил своего четвероногого друга и на его могиле поставил памятник, простоявший более двух столетий - до начала XIX века.
Позже могилу знаменитой собаки туристы могли разыскать лишь при помощи местных жителей. В то время и родилась поговорка "вот где собака зарыта!"
Однако такая версия не вызывает доверия, во-первых, потому, что ссылок на неё очень мало (только здесь и здесь), а во-вторых, потому, что имя Сигизмунда Альтенштейга тоже никому не известно.
Вторая версия поначалу вызывает больше доверия, потому что на неё ссылается множество источников (например, здесь и здесь). Эта версия утверждает, что причиной возникновения поговорки "вот где собака зарыта" послужил памятник с барельефом собаки и надписями, установленный 350 лет назад в честь собаки Штуцель ее любящими хозяевами фон Вангейхаймами в Германии.
В.З.Бульванкер считает, что этот памятник и послужил причиной возникновения поговорки.
У нас не было бы оснований не доверять В.З.Бульванкеру, если бы не следующий удивительный факт:
немецкий актёр и писатель Густав фон Вангенхайм (1895-1975) в 1932 году написал текст к музыкальному произведению (op. 18b) композитора Стефана Вольпе под названием "Da liegt der Hund begraben" (характер произведения остаётся неясным). Упоминания об этом мы можем обнаружить, например здесь и здесь.
Совпадение слишком разительно, чтобы им можно было пренебречь, и, как видите, текст написан никак не 350 лет назад. Вероятно, фамилия писателя и послужила основанием легенды о происхождении поговорки. Таким образом, и вторая версия, по всей видимости является мифом, если только мы не предположим, что у Густава фон Вангенхайма и в самом деле были предки, которые поставили памятник своей возлюбленной собаке Штуцель, а благодарный потомок решил увековечить этот факт в словах к опусу номер 18b композитора Вольпе.