Как определить способ образования слово там вообще не понять ( обесните
Понять можно все, если захочешь
Главные задачи словообразования как раздела языкознания таковы:
1) установить, является ли слово производным в современном языке (на синхронном уровне) ,
2) определить, от чего и как образованно данное производное слово.
Средство и способы словообразования
Средством образования нового слова может служить словообразующая морфема (приставка или суффикс, а также их сочетание — одновременное присоединение к производящей основе приставки и суффикса и т. п.) .
Но есть и другое средство образования нового слова: с производящей основой (основами) проделываются некоторые операции, которые и являются средством создания нового слова, словообразующие же морфемы при этом не используются.
Среди операций такого рода можно выделить следующие:
1) сокращение производящей основы как средство создания нового слова (в пределах одной и той же части речи) : специалист? спец;
2) сложение компонентов производящих основ при их возможном сокращении, которое сопровождается жесткой фиксацией их последовательности в пределах производного слова, а также единым ударением: универсальный магазин? универмаг;
3) изменение частеречной принадлежности слова: у прилагательного чайный представлены формы мужского, среднего, женского рода единственного числа и формы множественного числа, а у существительного чайная — только формы единственного числа женского рода и множественного числа.
Для образования нового слова одновременно могут быть использованы словообразующая морфема и операционное средство,
например: земля + делать? земл-е-дел-ец (сложение производящих основ + суффикс) .
Характеристика средства словообразования, используемого для о6разования новых слов, лежит в основе классификации способов словообразования:
1) приставочный:
делать? пере-делать;
2) суффиксальный:
синий? син-ев-а, мыть? мыть-ся, гордый? горд-и-ть-ся;
3) приставочно-суффиксальный:
стакан? под-стакан-ник, бежать? раз-бежать-ся, говорить? пере-говар-ива-ть-ся.
4) бессуфиксный:
синь? синий, выход? выходить
5) сложение целых слов:
диван + кровать? диван-кровать,
6) сложение основ с помощью соединительных гласных:
лес + степь? лес (о) степь;
7) сложение начальной части слова с целым словом:
стенная газета? стенгазета;
8) сложение с одновременны присоединением суффикса:
Сок +о+ выжима-ть+-лк_( а) ? соковыжималка;
9) сложение слогов и начальных букв (аббревиация) :
Министерство иностранных дел? МИД; городской отдел народного образования? гороно;
10) Усечение основы производящего слова:
маг? магнитофон, зам? заместитель.
11) образование слов из словосочетаний:
с ума сшедший? сумасшедший.
Словообразовательный разбор слова
Словообразовательный разбор производится по следующему плану:
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо) , с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. 3.Указать способ образования слова.
Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излиш+еств (о) ? излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;
способ словообразования — суффиксальный,
2) заметались — форма глагола заметаться
за + метаться? метаться; заметаться — ‘начать метаться’,
способ словообразования — приставочный.
3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход? уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — бессуффиксный,
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег + о + кат? снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,
способ словообразования — сложение с помощью соединительной гласной.