Что такое дидактические игры?
Дидактическая игра – это не любые действия с учебным материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие дидактические игры содержат готовый игровой замысел, предлагаемый ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий) . Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:
1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами ему нужно в данной игре передать;
2) воспитательный, т. е. те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.
В обоих случаях цель игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.
Чтобы дидактическая игра оставалась игрой, а не превращалась в усвоение знаний и умений, она должна обязательно включать игровой замысел, т. е. ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Замысел игры должен опираться на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами и т. п.
Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, запомнить несколько предметов и пр.
Игровой материал также побуждает ребенка к игре. Он имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно, для осуществления игрового замысла.
И, наконец, важнейшей особенностью дидактической игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет ее – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их правильные действия и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.
Благодаря тому, что дидактическая развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает) . http://www.psytoys.ru/p391.html
Виды дидактических игр
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта] rel="n
Попробуй отгадай
Дидактическая игра
Закрепление знаний о волейболе через дидактическую игру «Попробуй отгадай», выявление сильных и слабых сторон теоретической подготовленности учащихся секции «__________».
1. Игровая задача: угадать спортивный инвентарь или вид спорта по описанию картинки.
2. Развивающая задача: совершенствовать знания о спортивной игре «Волейбол».
3. Воспитательная задача: воспитывать умение работать в команде.
1. Предметные результаты: знание теоретической информации по виду спорта «Волейбол».
2. Метапредметные результаты: умение отвечать на вопросы.
3. Личностные результаты: умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности.
Интерактивная панель, флипчарт, маркеры для флипчарта.
1 этап
Рада вас приветствовать на нашей секции по волейболу «Бросаю вызов». Прошу пройти в центр зала и построиться в шеренгу.
- Для начала я озвучу технику безопасности.
- Сейчас проведем жеребьевку.
- У кого выпала цифра «1», пожалуйста, перейдите в правую часть зала, у кого цифра «2» - в левую часть зала.
2 этап
- Переходим к игре, которая называется «Попробуй отгадай». Ознакомлю вас с правилами игры. На столе лежат разные спортивные картины, водящий выбирает картинку и никому не показывая её, должен рассказать про этот спортивный инвентарь или спортивную игру. Побеждает тот участник, который набрал больше всего баллы.
Объявляет начало игры.
Контролирует ход игры. Отмечает баллы участников на флипчарте.
3 этап
Педагог подводит итоги игры. Раздает сертификаты.
Благодарит участников за игру.
Развивающие игры.
Игры, которые обучают.
Обучающие игры.