Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

История названий тканей?

Madeleine Высший разум (131675), закрыт 16 лет назад
Лучший ответ
Victoria Arutunova Мудрец (10668) 16 лет назад
ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ ТКАНЕЙ

У названий тканей своя интересная, часто непонятная жизнь. Возникали и широко распространялись одни названия, затем они постепенно вытеснялись другими, а потом и вовсе уходили из языка. Часто старые названия приобретали новое, более широкое значение или, наоборот, их значение сужалось.

Атлас - по-арабски "гладкий". На Руси известен с XV в. Атласы были венедицкие, виницейские, кизыл-башские, китайские, турские, немецкие; одноцветные, разноцветные, золотные и т. д. Из атласа шили платны, опашни, кафтаны, ферязи, зипуны, шубы, летники, телогреи, шапки, рукавицы, штаны, чулки, чоботы, башмаки, одеяла, занавески. В XIX в различали несколько видов атласа. Например, атлас ментенон - на темном или светлом фоне затканы цветы, будто вышиты; трианон - фон и рисунок контрастного цвета, рисунок на ткани - листья с букетами гвоздик, помпадур - атлас темных оттенков с затканными гирляндами золотистого цвета.
Байка - мягкая шерстяная или бумажная ткань с длинным ворсом. Слово "байка" пришло в Россию, вероятно, из польского языка, а в нем является заимствованием из голландского через немец. язык. Первоначально шерстяная байка окрашивалась в каштановый цвет, позже ее стали делать самого разнообразного цвета и даже в клетку. Со второй половины XIX в изготавливают в основном хлопчатобумажную байку разных сортов, цвета.

Бархат (велюр - франц. название бархата) бывает тонкий и блестящий (например, панбархат) , матовый, толстый или плюшевый.
Слово "бархат" восходит к арабскому "барракан" - "род черной одежды", в рус. язык пришло из немецкого. Ткали его с двумя нитями основы, одну из которых навивали на пруток (металлический или деревянный) - получались петельки, их разрезали - образовывался ворс. Длина ворса зависела от толщины прутка. В 1584 г за один аршин бархата венедицкого гладкого (венецианского) платили один рубль. В XVII в бархат стали вырабатывать в Москве. Уже знали бумажный бархат - бархатель (позже его называли плисом) . У золотного бархата весь фон был заткан золотой нитью, а у аксамического узор выполнялся петельками золотой нити.

Батист - мягкая, тонкая хлопчатобумажная ткань, имеющая полотняное переплетение нитей. Из батиста шьют детское белье, носовые платки. Батист изготавливается из натуральных и искусственных волокон.
Слово "батист" - французское. Ткань названа именем фламандского ткача Батиста из Камбре, первым получившего ее в XIII в. В начале нашего века лучшую ткань вырабатывали во Франции и Бельгии. На рубеже XIX-XX вв высоко ценился шотландский бумажный батист, или батистовый муслин.

Бязь - бумажная прочная, довольно грубая ткань, вид толстого миткаля. Широкая бязь называется "полотно". Используется в основном для изготовления постельного белья.
В XVI-XVIII вв бязь привозили из Хивы и Бухары, откуда и пришло восточное название ткани (по одной из версий - татарское) . В старину бязь именовалась по-разному: азиатская, персидская или бухарская ткань, бумажный холст. Бязь шла на подкладку кафтанов, ширинки (платки) . Была двух сортов: простая - шиля; лучшая, более тонкая, с последующей отбелкой - ханагай.

Вельвет (от англ. "velvet") - ткань, созданная на основе хлопка и вискозного шелка. Типична выработка с рубчиком с различной высотой ворса на лицевой стороне.
Велюр (от франц "velours") - ткань с бархатистой поверхностью, образуемой мягким ворсом. Встречается несколько разновидностей.

Виши - название этой клетчатой ткани происходит от французского города Виши, где она была создана в 1850 г. Раньше узор в мелкую клетку выполнялся только красным или синим с белым цветом. Теперь с белым сочетают и другие цвета.
Victoria ArutunovaМудрец (10668) 16 лет назад
Деним - очень прочная, плотная хлопчатобумажная ткань для джинсов. Известна с конца прошлого века, тогда и возникло ее название, которое в переводе с французского означает "из Нима". Ним - город во Франции, где создали эту ткань для рабочей одежды. Скотоводы-ковбои Америки, куда деним экспортировали, оценили ткань по достоинству и с удовольствием носили брюки и куртки, сшитые из нее.

Victoria ArutunovaМудрец (10668) 16 лет назад
Джерси - название группы плательных тканей из тягучего тонкого шерстяного трикотажа, а также трикотажная шерстяная или шелковая ткань и изделия из нее.
Ткань названа так по английскому острову в проливе Ла-Манш.
Широкому распространению этой ткани мы обязаны Шанель. Именно она в 1916 году рискнула скупить у изобретателя материала Родье джерси, произведенное им для одежды спортсменов. Ткань не пользовалась спросом. Ее сочли жесткой, малоэстетичной, бежевый цвет, в который она была окрашена, назвали бедняцким. Шанель сшила из этой ткани пальто свободного покроя, без каких-либо украшений. Потом появилось платье-рубашка тоже из джерси.

Жаккард - ткань, названная по фамилии французского изобретателя Ж. М. Жаккарда. Около 1800 года он создал машину для выработки крупноузорчатых тканей за счет раздельного управления каждой нитью основы. Получавшиеся в результате этого узоры были названы его именем.
Victoria ArutunovaМудрец (10668) 16 лет назад
Кашемир - тонкая легкая шерстяная или полушерстяная ткань, имеющая на поверхности диагональный рубчик. Настоящий кашемир производят из шерсти крохотных ягнят. Из кашемира темного цвета шьют школьные форменные платья и фартуки. Набивной кашемир используется на платки, шали, платья.
Значение слова "кашемир" трактуется двояко. С одной стороны, так называется коза, живущая в Гималаях. Именно из шерсти этой козы получают сырье для ткани. С другой стороны, Кашмир - индийский штат, откуда ткань ввозилась в Европу с XVIII века.

Кумач - бумажная ткань, как правило, ярко-красного цвета (от арабского "кумаш"). В старину бытовал синий и другого цвета кумач.

Лавсан - полиэфирное волокно, которое идет для производства тканей, одежды и других изделий. Название получил от сокращения: Лаборатория высокомолекулярных соединений Академии наук СССР, где это волокно было впервые получено.

Victoria ArutunovaМудрец (10668) 16 лет назад
Марля - хлопчатобумажная ткань очень редкого полотняного переплетения. Получила название по городу Марли, около Версаля во Франции. Марлю окрашивали в зеленый, серый или синий цвет. Использовали для чехлов, для обтягивания оконных рам. Сейчас марля применяется исключительно в медицинских целях. Но в 1970е гг была популярна марлевка, почти такая же редкая ткань, что и марля. Ее выпускали как однотонной, так и разноцветной.

Муар - в переводе с французского - смоченный водой с прожилками. Шелковый или искусственный репс, имеющий блестящий рисунок на матовом фоне. Он напоминает узор, который можно увидеть на продольном срезе дерева.

Муслин - легкая, тонкая и мягкая ткань, хлопчатобумажная, льняная, шерстяная или шелковая, нетуго вытканная и ворсистая. Название материала происходит от французского слова mousselline; сама ткань попала в Европу из иракскою города Мосула. Муслин называли также кисеей. В прошлом веке лучший муслин завозился из Англии и Индии.
Остальные ответы
ТАЛЯН™ Высший разум (200574) 16 лет назад
У названий тканей своя интересная, часто непонятная жизнь. Возникали и широко распространялись одни названия, затем они постепенно вытеснялись другими, а потом и вовсе уходили из языка. Часто старые названия приобретали новое, более широкое значение или, наоборот, их значение сужалось http://www.ryadi.ru/tk/
Уженок Гений (68366) 16 лет назад
Так, слово "камка" персидского происхождения полностью вытеснило "паволоки". Например, в древнерусском памятнике литературы конца XIV века "Задонщине" говорится: "Теперь уже русские сыновья захватили татарские узорочья, и доспехи, и коней, и волов, и верблюдов, и вина, и сахар, и другие убранства, тонкие ткани и шелка (камкы, насычеве) везут женам своим".
Позднее под камкой (камчатными полотнами) стали понимать дамастовые льняные ткани (дамассе, дама) - одноцветные полотна с крупными ткаными узорами, название которых происходит от сирийского города Дамаск, где было крупное производство таких тканей. У камчатных полотен, вырабатываемых в наше время, узор и фон ткут разными по световому эффекту переплетениями. Различное отражение света от участков ткани с разными переплетениями дает камчатный узор, хорошо заметный даже на одноцветных полотнах. Из таких полотен изготовляют столовое белье, скатерти и салфетки. Из китайской камки, или китайки, шили сарафаны и головные уборы - кики.
Часто упоминаются камки в русской эпической поэзии. Их называли хрущатыми или кручатыми, однако точное значение этих слов пока установить не удается. Возможно, так называли камку с узором в виде кругов. Второе возможное толкование происхождения этих слов - от слов "хрустящая" или "шуршащая".

Среди драгоценных шелковых тканей нельзя не упомянуть бархат - шелковую ткань с мягким густым ворсом на лицевой стороне, из которой шили парадные наряды, чаще всего шубы, шапки и т. п.
С потерей Киева и южных торговых путей в результате монголо-татарского нашествия торговля с Западом в XIV - XVI веках проводилась в рамках Ганзейского союза через Псков и Новгород. Основную долю привозных тканей составляли итальянские, среди которых как раз и славились бархаты.
Существовало большое количество видов этой ткани - легких и тяжелых. ( Бостер, дрогетовый, травный, или травчатый, киперный, полубархат и плис, плюш)

Хлопчатобумажные ткани на российских мануфактурах стали вырабатывать в ХVIII веке, но еще в 1252 году монах Вильгельм де Рубрук, посланник Людовика IX в некоторых восточных государствах, отметил торговлю хлопчатобумажными тканями и использование одежды из этих тканей в Крыму и Южной части Руси, куда они поступали в основном из Средней Азии. Естественно, что привозные ткани были известны под иноземными названиями. Например, в одной из новгородских берестяных грамот просят купить "зенденцу хорошую". Русский купец и путешественник Афанасий Никитин в своем "Хождении за три моря" писал о производстве таких тканей, как алачи, пестряди и киндяки. С 1589 года в русских письменных источниках упоминается широко известная в настоящее время ткань бязь.

Из французского языка пришли к нам такие названия этой ткани, как муссилин, мосселен, или муслин (первоначально от названия города Мосул в Ираке) . Помимо хлопчатобумажных есть шелковые муслины. Так, Марко Поло писал: "Все эти ткани из золота и шелка, которые мы называем муслинами, производятся в Мосуле". Из кисеи шили занавеси и платья, в основном для девушек. Ткань была одной из самых модных в XIX веке.

В средние века на Руси стал известен кумач. Впервые он отмечен в Астраханских актах под 1626 годом. Название ткани заимствовано из старотатарского языка, куда в свою очередь оно пришло из арабского. Интересно, что ранее кумач был не только красного, но и других цветов. Так, в Астраханских актах упоминаются темно-синие кумачи. В начальный период развития хлопчатобумажных мануфактур выпускающиеся ткани копировали популярные шелковые, льняные и шерстяные ткани. В результате многие названия тканей приобретали новое значение. Так, на первой русской хлопчатобумажной мануфактуре Ивана Тамеса изготовляли китайки, персидские и немецкие пестряди, кнопы, индийский гингас и немецкий тик.
В качестве примера названия ткани, смысл которого менялся, можно привести гарус. В XVI веке эту шерстяную ткань для пошива платьев привозили из Польши. Название ткани произошло от города Арраса во Фландри.
Источник: http://www.ryadi.ru/tk/
УженокГений (68366) 16 лет назад
В середине XVI века резко возрастает количество ввозимых в Россию через архангельский и астраханский порты тканей. Они начинают использоваться в быту горожан и даже для пошива женской крестьянской одежды. Служилым людям часть жалованья стали выдавать тканями. В старинных описях и документах можно встретить упоминания различных тканей: алтабаса, изорбафа, байберека, объяри, атласа, тафтыи др. Алтабас, изорбаф и байберек (байдерек, балберка) - парчовые ткани различного происхождения.
Объярь - шелковая ткань с поперечными рубчиками и волнистым отливом. Была и парчовая объярь. Позднее ткани с волнообразным, переливающимся рисунком стали называть муаром, или моаре. Муар с более крупными разводами назывался муар-антиком. Он был очень моден в XIX веке.
Атлас (от арабского слова, означающего "гладкий") - это плотная шелковая, полушелковая или хлопчатобумажная мягкая ткань с блестящей поверхностью. Из атласа шили кафтаны, летники, телогреи, шапки, рукавицы, делали наволоки, одеяла.
УженокГений (68366) 16 лет назад
Еще одна популярная ткань нескольких столетий - тафта. Это тонкая плотная глянцевитая шелковая или хлопчатобумажная ткань с узорами на матовом фоне или с мелкими поперечными рубчиками. Из шелковой тафты шьют блузки, юбки, а из хлопчатобумажной - сорочки, платья. Название ткани произошло от персидского слова "тафте". Существовало большое количество разновидностей тафты: легкая и тяжелая, полосатая и клетчатая, бриллиантовая, зеркальная и узорчатая. Отдельные сорта тафты имели свои названия. Так, в романе А.Франса "Боги жаждут" можно прочитать: "И полились слова, легкие, торопливые, перебирались, обсуждались тонкие ткани, полосатый флоранс, гладкая тафта, газ, нанка". Так вот флоранс - это легкая тафта.
УженокГений (68366) 16 лет назад
Интересное историческое происхождение у другой разновидности легкой тафты. В песне писателя и поэта Булата Окуджавы "Я вновь повстречался с надеждой" говорится, что у надежды "все то же ...из поплина счастливое платье". Поплин, или, как его называли раньше, папелин, или авиньон - ткань из хлопка, шелка или в настоящее время из химических волокон с мелким поперечным рубчиком.
В XIV веке французский король Филипп IV Красивый наложил подати на духовенство, что вызвало противодействие папы Бонифация VIII, пытавшегося восстановить учение о всемирной папской монархии и потому имевшего притязания на верховенство над светскими государями. Эта борьба закончилась полным поражением Бонифация VIII. На папский престол был посажен королевский ставленник Клемент V, с согласия которого был упразднен орден тамплиеров, а его богатства конфискованы в пользу короля. Чтобы закрепить свою победу, Филипп IV настоял на перемещении папской резиденции из Рима во французский город Авиньон.
УженокГений (68366) 16 лет назад
Длительное время неотъемлемой частью дамского туалета была вуаль - прозрачная тонкая сетка, прикрепляемая к шляпе и иногда закрывавшая все лицо. Но у вуали было еще одно назначение: гладкая прозрачная хлопчатобумажная или шелковая ткань шла на изготовление шарфов и платьев. Интересное описание вуали есть в бессмертной поэме III. Руставели "Витязь в тигровой шкуре"
УженокГений (68366) 16 лет назад
С середины ХVШ века в Россию в большом количестве стали поступать ткани из Англии. Бурное развитие механических процессов текстильного производства в ХVШ и начале XIX века сделало Англию лидирующей текстильной державой, и такие ткани, как молескuн, грuнсбон, шотландка, стали популярными во всем мире. Упомянем о происхождении лишь одной английской ткани - твида, идущего на изготовление верхней одежды. Известный историк текстильного производства А. Барлоу приводит такую версию.
Одна из провинциальных компаний послала для продажи в Лондон некоторое количество шерстяных саржевых тканей с диагональными полосками на поверхности. По-английски такие ткани называются "twill". Торговец прочитал это слово как "tweed". Партия тканей была распродана очень быстро, и торговец заказал еще одну партию твида. Это неправильное название так и сохранилось.
Однако есть и другая версия происхождения названия ткани. По этой версии ткань впервые стали изготовлять в одной из деревень на берегу реки Твид, ра
Похожие вопросы