А АНАЛИЗ НУЖЕН ПО ЭТОМУ ПЛАНУ: 1.Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него; 2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.) ?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения, увидеть смысловые акценты. )
4. Обратите внимание на особенности пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и восклицательных конструкций) , определите ее роль (как ритмико-интонационную, так и смысловую) .
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм; – лексические и корневые повторы; – повторы союзов; – анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.) ; 2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы, неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.) ; – по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.) ; – по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова) ;
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова, объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и словообразовательный анализ и т. д.) , определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них создают метафорические образы, какие используются для создания таких разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр. , какова смысловая роль этих тропов; 3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его части, почему; 5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания, обращения, морфологических средств (повелительного или условного наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких прилагательных и пр.) , определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения (интерпретируйте стихотворение) . Кратко запишите свое понимание основного содержания стихотворения.
Как богат я в безумных стихах!
Этот блеск мне отраден и нужен:
Все алмазы мои в небесах,
Все росинки под ними жемчужин.
Выходи, красота, не робей!
Звуки есть, дорогие есть краски:
Это все я, поэт-чародей,
Расточу за мгновение ласки.
Но когда ты приколешь цветок,
Шаловливо иль с думой лукавой,
И, как в дымке, твой кроткий зрачок
Загорится сердечной отравой,
И налет молодого стыда
Чуть ланиты овеет зарею, -
О, как беден, как жалок тогда,
Как беспомощен я пред тобою!
А АНАЛИЗ НУЖЕН ПО ЭТОМУ ПЛАНУ:
1.Внимательно и с выражением прочитайте стихотворение.
2. Проанализируйте синтаксическую структуру стихотворения:
1) сколько предложений входит в него;
2) каковы их микротемы, как они соотносятся между собой;
3) каковы их синтаксические особенности (наличие инверсии, простые или
сложные, союзные или бессоюзные, сложные или сложноподчиненные и пр.) ?
3. Как соотносится синтаксическая структура стихотворения с делением на
строфы и строки? (Это поможет понять смысловую структуру стихотворения,
увидеть смысловые акценты. )
4. Обратите внимание на особенности
пунктуации (употребление многоточий, тире, вопросительных и
восклицательных конструкций) , определите ее роль (как
ритмико-интонационную, так и смысловую) .
5. Обратите внимание на повторы:
– синтаксический параллелизм;
– лексические и корневые повторы;
– повторы союзов;
– анафорические и эпифорические повторы.
Какую роль они играют: ритмико-мелодическую, эмоциональную, смысловую?
6. Проанализируйте рифмующиеся слова, создающие смысловые и эмоциональные акценты в стихотворении:
1) в каких отношениях они находятся (сопоставление, противопоставление, усиление мысли или чувства, параллелизм и пр.) ;
2) к какому разряду лексики они принадлежат:
– по своему происхождению (устаревшие слова – архаизмы или историзмы,
неологизмы, заимствованная лексика, старославянизмы, галлицизмы и пр.) ;
– по эмоциональной окраске (окрашенная или неокрашенная лексика, экспрессивные и оценочные слова и пр.) ;
– по сфере употребления (общеупотребительные, диалектизмы, просторечные слова) ;
3) какова их экспрессивная, эмоциональная и логическая роль в стихотворении?
7. Проведите подобную лексическую работу во всем стихотворном тексте:
1) выявите устаревшие слова или неологизмы, заимствованные слова,
объясните их (при объяснениях используйте синонимию, морфемный и
словообразовательный анализ и т. д.) , определите их роль в данном тексте;
2) найдите слова, употребляющиеся в переносном смысле: какие из них
создают метафорические образы, какие используются для создания таких
разновидностей метафоры, как метонимия, синекдоха, олицетворение и пр. ,
какова смысловая роль этих тропов;
3) какое чувство или настроение передают эмоционально окрашенные слова, повторяющиеся слова;
4) определите морфологическую принадлежность повторяющихся слов, какая
часть речи наиболее употребительна в стихотворении или той или иной его
части, почему;
5) найдите в стихотворении синонимы, антонимы, омонимы, перифразы, объясните их роль.
8. Проанализируйте использование других средств точности и
выразительности речи: сравнительных оборотов, двойного отрицания,
обращения, морфологических средств (повелительного или условного
наклонения глагола, уменьшительных суффиксов существительного, кратких
прилагательных и пр.) , определите их роль в стихотворении.
9. Сопоставьте начало и конец стихотворения: часто они представляют собой лексико-грамматическую и смысловую соотнесенность.
10. Сделайте вывод об эмоционально-содержательном смысле стихотворения
(интерпретируйте стихотворение) . Кратко запишите свое понимание
основного содержания стихотворения.