Символизм. Андрей Белый
Помогите, пожалуйста, с анализом стихотворения "Деревня". Вроде бы и понятно, о чем оно, но так как Белый - символист, у
стихотворения появляется совсем другой смысл. Спасибо!
Снова в поле, обвеваем
Легким ветерком.
Злое поле жутким лаем
Всхлипнет за селом.
Плещут облаком косматым
По полям седым
Избы, роем суковатым
Изрыгая дым.
Ощетинились их спины,
Как сухая шерсть.
День и ночь струят равнины
В них седую персть.
Огоньками злых поверий
Там глядят в простор,
Как растрепанные звери
Пав на лыс-бугор.
Придавила их неволя,
Вы – глухие дни.
За бугром с пустого поля
Мечут головни,
И над дальним перелеском
Просверкает пыл:
Будто змей взлетает блеском
Искрометных крыл.
Журавель кривой подъемлет,
Словно палец, шест.
Сердце Оторопь объемлет,
Очи темень ест.
При дороге в темень сухо
Чиркает сверчок.
За деревней тукнет глухо
Дальний колоток.
С огородов над полями
Взмоется лоскут.
Здесь встречают дни за днями:
Ничего не ждут.
Дни за днями, год за годом:
Вновь за годом год.
Недород за недородом.
Здесь – немой народ.
Пожирают их болезни,
Иссушает глаз…
Промерцают в синей бездне —
Продрожит – алмаз,
Да заря багровым краем
Над бугром стоит.
Злое поле жутким лаем
Всхлипнет; и молчит.
Большая просьба! Не пишите, пожалуйста, такие выражения, как "решай/думай сам (а) ". Этот сайт для того и придуман, чтобы люди спрашивали совета или просили помощи. А вы ни на чем зарабатываете себе "Просветленных". Спасибо!
Во-первых, стихотворение 1908 года, рано для революционных кошмаров.
Во-вторых, символисты такие люди, что у них отдельные стихотворения надо рассматривать в контексте сборников и/или циклов, вот что пишут о цикле стихов "Пепел", куда вошли эти стихи:
"Некрасову он посвящает сборник стихотворений «Пепел» . Стихи в сборнике тщательно отобраны и расположены в определенном порядке. Идея и мотив «Пепла» точнее всего сформулирована самим поэтом: «Пепел — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем» . Принцип построения сборника — это система вписанных друг в друга кругов, уменьшающихся по мере приближения к центру. Первый круг самый большой и наполнен темными картинами и темными мыслями, насыщен пессимизмом и хаосом. Вообще, тема хаоса проходит через весь сборник. Естественная реакция человека при встрече с хаосом — это ужас. Это чувство выражено в образах неизвестности, оторопи, смерти.
От голода, холода тут И мерли, и мрут миллионы.. . Там Смерть протрубила вдали В леса, города и деревни.. .
Пространство следующего «круга» — «Деревни» — имеет более четкие контуры, оно уже насыщено предметами. Но эти предметы также ужасны — красный высунутый язык висельника, стаи мух, кровь:
Красною струею прыснул Красной крови ток. Ножик хрястнул, ножик свистнул, -В грудь, в живот и в бок.
В следующем разделе — «Город» пространство еще конкретнее. Это «пир во время чумы» , происходящий в Москве. Теперь все события происходят не на открытом пространстве, а в замкнутом помещении, в квартире. Живущие здесь люди богаты, беспечны, они ничего не видят вокруг себя, и только один поэт — арлекин, знает об ужасе за окнами.
В разделе «Безумие» звучат мотивы жертвенности и страдания. Здесь и венок из «колючей крапивы» , и «бегущая в чела кровавая струя» . Лишь в последнем стихотворении раздела, названного «Друзьям» , слабо забрезжит надежда и просветление. Надежда укрепляется в последнем разделе «Просветы» . Это самый трагический сборник А. Белого, созданный под влиянием личной трагедии и тяжелого состояния души поэта. "
"Просветленный" ни на чем не заработаешь) ) . по стихотворению- Андрей Белый ( он же -Борис Николаевич Бугаев) таким образом описывал революционный кошмар, свидетелем которого он был. Революция была не в 1917 году первая, а в 1905 году)