Анджела
Высший разум
(2414028)
10 лет назад
Тема дороги в лирике Пушкина — это тема движения жизни, тема бесконечного движения бытия, тема творчества. Ведь для поэта жизнь — это движение, а жизненные дороги — это время и место для размышлений, впечатлений и создания новых произведений.
Это стихотворение Пушкина «Зимняя дорога »,
стихотворение Пушкина «В поле чистом серебрится… » ,
стихотворение Пушкина «Дорожные жалобы» ,
стихотворение Пушкина «Телега жизни» .
Но следует сразу оговориться, что дорога, как правило, у Пушкина предстает не как часть пейзажа, а как дорога жизни, судьбы. Это можно заметить уже в ранних стихотворениях, например, в «Телеге жизни» .
Как можно увидеть из этого стихотворения, ясно прослеживается иносказательная тема дороги. Можно говорить о том, что начало жизни оптимистично и радостно («Мы рады голову сломать» ) , но дорога, по которой проходит человек, не так легка, как этого хотелось бы. Поэтому в конце дороги «мы привыкли к ней» . В данном стихотворении тема дороги предстает как жизненный путь каждого человека и дает понять суть данной дороги и движения вообще.
Творчество Пушкина чарует, наверное, прежде всего гармонией, тем, что поэт удивительно полноценно прожил все возрастные периоды, глубоко прочувствовал и блистательно отразил в своей поэзии все человеческие состояния: от ранней юности до полного, гармоничного расцвета всех душевных, интеллектуальных и творческих сыч взрослого человека. По сути, пушкинское творчество - отражение духовного пути человека: со всеми взлетами и падениями, с заблуждениями, самообманом - и их преодолением с вечным стремлением к самопознанию и познанию мира.
Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.
Путь свой совершал он на лошадях, в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон почтового колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время, и людям приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним «трактам» , на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.
Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своими глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, так же как и для Гоголя, и для многих других писателей той эпохи.
Но особенно милы были его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мерное поскрипыванье полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, --все это навевало на поэта особое настроение:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.