Massi
Искусственный Интеллект
(273541)
10 лет назад
В споре с Базаровым Павел Петрович прав до известной
степени: жизнь с ее готовыми, историческими взращенными формами не уступит
произволу бесцеремонно обращающейся с нею личности или группы лиц. Но доверие
к опыту прошлого не должно препятствовать проверке его жизнеспособности, его
соответствия вечно обновляющейся жизни. Оно предполагает отечески бережное
отношение к новым общественным явлениям. Павел Петрович, одержимый сословной
спесью и гордыней, этих чувств лишен. В его благовении перед старыми
авторитетами заявляет о себе «отцовский» дворянский эгоизм. Недаром же Тургенев
писал, что его роман «направлен против дворянства как передового класса» .
Итак,
Павел Петрович приходит к
отрицанию человеческой личности перед принципами, принятыми на веру.
Базаров же приходит к утверждению личности, но ценой разрушение всех авторитетов.
Оба эти утверждения - крайние: в одном - закоснелость и эгоизм, в другом -
нетерпимость и заносчивость. Спорщики впадают в «противоположные общие места» .
Истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает отеческой любви к
ней, Базарову - сыновнего почтения. Участниками спора движет не стремление к
истине, а взаимная социальная нетерпимость. Поэтому оба, в сущности, не вполне
справедливы по отношению друг к другу я, что особенно примечательно, к самим
себе.