Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты
Лидеры категории
Лена-пена Лена-пена
Искусственный Интеллект
М.И. М.И.
Искусственный Интеллект
Y.Nine Y.Nine
Искусственный Интеллект
king71alex Куклин Андрей Gentleman Dmitriy •••

Какая история русского колокольчика???

+ Просветленный (27814), закрыт 15 лет назад
Дополнен 15 лет назад
Всем спасибо за интересные ответы)))
Лучший ответ
Lenzel Просветленный (33175) 15 лет назад
Появление колокольчика, миниатюрной копии церковного колокола, столь любимого в народе, датируют второй половиной XVIII века, когда в почтовом ведомстве была узаконена почтовая тройка. Под дугой русской почтовой упряжки, а дуга характерна именно для русской упряжки, колокольчик обрел свое заслуженное место и стал называться поддужным, а также почтовым, или ямским.
Основную функцию — заблаговременно оповещать о приближении почтовой тройки — колокольчик выполнял исправно: при быстрой езде звон был слышен за несколько верст. Ямщикам, курьерам и пассажирам приходилось преодолевать огромные расстояния по бескрайним российским просторам. Приятный звон колокольчика, радуя слух, скрашивал однообразие утомительной езды, которая нередко растягивалась на много дней. По поверьям, колокольчик отпугивал нечистую силу и хищных животных.

Россия, как известно, превосходила прочие европейские страны по развитию колокольного дела. А поддужный колокольчик являлся миниатюрной копией большого колокола. Недаром существовали легенды о рождении колокольчиков от вечевых колоколов Новгорода и Пскова. Во всех легендах сквозит убеждение, что ямщицкие колокольчики - это потомки вечевого колокола, олицетворяющего свободу и независимость. Колокольчик, помимо утилитарного, имел и художественно-эмоциональное значение. Всю дальнюю дорогу он радовал своим звоном сердце, отгоняя скучные думы. Об этом говорят отлитые на колокольчиках напутственные надписи и крылатые выражения типа: "Езжай - поспешай, звони - утешай", "Звенит - потешает, ездить поспешает", "Купи - не скупись, езди - веселись", "Звону много - веселей дорога". Об этом же говорят строки стихотворений: "Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит" (П. А. Вяземский) , "В залихватском степном разгоне колокольчик хохочет до слез" (С. А. Есенин) . Колокольчик своим звоном как бы олицетворял лихую ямщицкую удаль.
Искусно отлитые и подобранные по тону колокольчики издавали при езде "согласный" звон. Бытовало даже выражение "ямская гармонь", означавшее полнозвучный аккорд колокольчиков и бубенцов, в котором были свои басы, тенора, альты. Конечно, звон поддужных колокольчиков уступал по выразительности звону больших колоколов, в котором русские звонари достигли высокого умения. Небольшие размеры колокольчиков не позволяют извлекать низкие звуки, оказывающие сильное воздействие на человека; высокие обертоны звона колокольчиков лежат за порогом человеческого восприятия, воспринимаемые обертоны немногочисленны и не дают богатого разнообразия тембров. Тем не менее звон колокольчиков рассматривают как явление музыкальное.

Старейшим в России центром производства ямщицких колокольчиков считается Валдай, стоящий посередине Московско-Петербургского тракта, главной и самой оживленной дороги Российской империи.


По другой легенде – в 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола. В течение нескольких столетий на колокольчиках, отливаемых на Валдае, местные мастера не обозначали год их отливки.
Источник: Самый первый точно датированный валдайский колокольчик был отлит осенью 1802 года. Помимо Валдая, колокольчики отливали в Касимове, Слободском, Тюмени, Вологде, Павлове, Рязани, в селе Пурехе, Нижегородской губернии, — словом, там, где проходил основной почтовый тракт. Соответственно, и колокольчиков было превеликое разнообразие. Повинуясь объективным законам экономического развития, давно вымер поддужно-колокольный промысел. Но сотни изделий мастеров еще встречаются в разных уголках нашей страны, радуют совершенством формы, красотой рельефа, мелодичностью звона. Сохранить эти предметы материальной культуры прошлого и использовать для изучения истории нашей Родины - благородная задача. МУЗЕИ И ВЫСТАВКИ КОЛОКОЛЬЧИКОВ
Остальные ответы
В Е Р О Н А Высший разум (1112360) 15 лет назад
Новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов, 20-е годы XX столетия стали последними в истории создания их младших звонких "собратьев" колокольчиков: и поддужных (под дугой) , и сигнальных - пожарных, станционных - при железнодорожных станциях.

Звенит-утешает?
Колокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно, открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а.. . любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги) , свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев-побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега) . Вот сколько "родни" набралось у колоколов!

Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще у них такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был "последний шанс"!

Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. (Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков. ) Туда коллекционеры съезжаются на колоколоведческие конференции.

До сих пор колокольчиков в частных собраниях больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В. Ким) - 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В. Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде - около 1000 колокольчиков периода 1800-1917 годов - в собрании Л. Крайнова-Рытова.
Наталья Высший разум (310456) 15 лет назад
Красивая легенда говорит, что валдайские колокольчики появились в 1478 году. Именно тогда по приказу царя Ивана III с Софийской звонницы был снят вечевой новгородский колокол и отправлен в Москву, чтобы звучал он согласно со всеми русскими колоколами и не проповедовал бы больше вольницы.

Но до Москвы так и не добрался пленник. На одном из склонов Валдайских гор сани, на которых везли колокол, покатились вниз, испуганные кони понеслись вскачь, колокол сорвался с воза и, свалившись в овраг, разбился вдребезги.
Из его обломков и были отлиты первые валдайские колокольчики.

Другое поверье (а их множество) относит начало колокольного литья на Валдае к XVII в. В 1656 году государев мастер Александр Григорьев отливал в Иверском монастыре Никоновский колокол. Оставшуюся от отливки колокола бронзу мастер отдал помогавшим ему валдашам. С тех пор, сказывают, в Валдае и льют колокола.
Колокола, возможно, и лили в XVII в. , но то, что принято называть валдайским (то есть ямщицким) колокольчиком, появляется не ранее II половины XVIII в. Ямщицкие колокольчики были, в первую очередь, необходимы на главной, самой оживленной дороге России - Московско-Петербургском тракте. Центр производства их возник в Валдае, находящемся на середине этого тракта. Местные мастера издано славились кузнечными изделиями v в кузницах и стали отливать первые валдайские колокольчики.

В начале XIX в. появились специальные колокольные мастерские и заводы. Первые, известные нам, подписные датированные колокольчики относятся к 1802 году. Под этим годом значатся изделия Филиппа Терского, Алексея Смирнова, Ивана Смирнова, Никиты Смирнова. Общепризнанно, что Валдай является первым центром литья ямщицких колокольчиков. Технология их производства отлична от литья церковных колоколов и выработана была впервые в России, что позволяет назвать ямщицкий колокольчик (и в первую очередь валдайский) исключительно русским, национальным явлением.
Вслед за Валдаем ямщицкие колокольчики начали отливать в г. Слободском Вятской губернии, г. Тюмени, г. Касимове Рязанской губернии, с. Пурех Нижегородской губернии и других.

Ямщицкий колокольчик был сигнальным инструментом, определявшим безопасность передвижения, а также музыкальным инструментом, сопровождавшим пение ямщика. Колокольчик предопределял ритм движения лошадей, то подгоняя их, то давая им возможность в мерном шаге отдохнуть.

Колокольчик заблаговременно оповещал о приближении экипажа к станции и исполнял еще множество тех функций, без которых было бы невозможным нормальное существование путешественника в условиях русской дороги.

Как уже говорилось, история валдайского колокольного литья до конца XIX века существовала в устной традиции, поэтому главным источником по изучению данного вопроса являются сами колокольчики и колокола, поставленные на них надписи, даты, имена литейщиков. Валдайский колокольчик имеет строгую, устоявшуюся,
неизменную (классическую? валдайскую¦) форму, которая строится на равновеликих соотношениях высоты и диаметра, что создает впечатление устойчивости. Колокольчик лишен декора как такового, что усиливает впечатление простоты, неприхотливости, функциональности изделия и самое главное v знаковое значение надписи, непременно поставленной на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика, называемому местными мастерами "юбкой". Обтекаемость, мягкость форм, особенность построения покатой верхней сковороды, которую называют "плечами" и самого "сарафана", а особенно "юбки" подчеркивают не просто антропоморфизм валдайского колокольчика, а прямо говорят о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Своеобразие петли для подвески языка, сам кованый язык, непременные проточки по тулову, чередующиеся с необточенными шероховатыми поясками, делают валдайский колокольчик узнаваемым.

Предпочтительность валдайского колокольчика (несмотря на то, что он стоил очень дорого) состояла в высоком качестве изделия (употреблялась самая высокосортная уральская медь) , красоте звучания, ус
Ольга Осипова Искусственный Интеллект (117493) 15 лет назад
олокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно, открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а.. .любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги) , свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев-побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега) . Вот сколько "родни" набралось у колоколов!

Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще у них такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был "последний шанс"!

Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. (Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков. ) Туда коллекционеры съезжаются на колоколоведческие конференции.

До сих пор колокольчиков в частных собраниях больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В. Ким) - 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В. Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде - около 1000 колокольчиков периода 1800-1917 годов - в собрании Л. Крайнова-Рытова.
http://www.mybells.ru/statyi.php3?st=kuranova
ирина алешкова Ученик (203) 8 лет назад
олокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно, открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а.. .любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги) , свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев-побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега) . Вот сколько "родни" набралось у колоколов!

Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще у них такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был "последний шанс"!

Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. (Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков. ) Туда коллекционеры съезжаются на колоколоведческие конференции.

До сих пор колокольчиков в частных собраниях больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В. Ким) - 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В. Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде - около 1000 колокольчиков периода 1800-1917 годов - в собрании Л. Крайнова-Рытова.
Похожие вопросы