Лариса Гузеева начала сниматься в кино рано. И именно в то, раннее время
для выпускницы Ленинградского театрального института звучали лишь
первые аккорды романса под названием «Жизнь» . Сергей Шакуров
порекомендовал начинающую актрису маститому режиссеру Рязанову на роль
тезки Ларисы Огудаловой - героини пьесы «Бесприданница» А. Н.
Островского.
На пробы она приехала в обрезанных джинсах, в сандалиях и с
разноцветными ногтями, курила «Беломор» и сплевывала сквозь зубы. «У
меня не было ничего общего с моей будущей героиней. Никакая трагичность и
любовные страдания мне в 23 года были не знакомы. Я была высокого
мнения о себе. Изображать страдания на экране мне помогали мои партнеры,
особенно Никита Михалков» .
По словам Гузеевой, представление Рязанова о Ларисе совпадало с ее
физическими данными. «Рязанову нравился мой тип женщины» . Правда
озвучивала «бесприданницу» Анна Каменкова, а песни в картине пела
Валентина Пономарева, но от этого заслуга Ларисы Гузеевой в создании
образа не стала менее значимой. Она достойно сыграла в компании таких
звезд, как Алиса Фрейндлих, Никита Михалков, Андрей Мягков, Алексей
Петренко, Александр Панкратов-Черный.
Сама постановка в кино по мотивам пьесы была рискованна: предыдущая
экранная версия Якова Протазанова к тому времени уже полвека не сходила с
экранов. Эльдар Рязанов – общепризнанный фаворит зрителей и
прокатчиков, и поэтому сравнения были неизбежны, он выиграл, - картина
стала хитом последнего «застойного» 84 года.
Эльдар Александрович сделал свою экранизацию совершенно в другом жанре,
чем Протазанов. Трагическая мелодрама, где понятие «посредственность»
предстало в буквальном смысле: человек, живущий согласно имеющимся у
него в наличии материальным средствам. У Паратова были средства, чтобы
вести жизнь плейбоя – он такую жизнь и вел. У Карандышева
соответствующих средств не было. У Ларисы подобным средством была
внешность – с ней она и претендовала на Париж и любовь Паратова, однако
обнаружила, что одной внешности недостаточно. Обнаружила – но никак в
это не могла поверить. Поэтому происходящее вроде тянуло на высокую
драму, а в результате получался всего лишь - жестокий романс. Подлинная
драма героев фильма Рязанова состояла именно в этом.
