Кто такие нагини в индийской мифологии ?
Наги (др. -инд. naga), в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами. Наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши.

Наги считались детьми Кадру, жены Кашьяпы, и постоянно враждовали с птицами и их царём Гарудой, рождённым другой женой Кашьяпы — Винатой. Нагам принадлежит подземный мир — патала, где находится их столица Бхогавати и где они стерегут несметные сокровища земли.

В мифах названы многие цари наги, среди которых наиболее известны тысячеголовый змей Шеша, поддерживающий землю; Васуки, использованный богами и асурами в качестве верёвки при пахтанье мирового океана; Такшака.

Обширный цикл мифов о нагах имеется в первой книге «Махабхараты» , где говорится о великом жертвоприношении змей, предпринятом царём Джанамеджаей в отместку за убийство его отца Парикшита царём нагов — Такшакой. Жертвоприношение остановил мудрец Астика (племянник Васуки) , воспользовавшийся правом высказать любое желание (это право предоставил ему Джанамеджая за то, что Астика его благословил) . Одна из легенд этого цикла рассказывает, как наги получили бессмертие, отведав амриты, но при этом их языки раздвоились, ибо им пришлось слизывать амриту с острых стеблей травы куши.
В индийских источниках представление божественных змеях —смешивается с представлением о нагах — исторических племенах, живших на северо-западе Индии ещё до прихода туда ариев. «Нагадвипа» («страна нагов» ) рассматривалась как одна из девяти областей Бхаратаварши, т. е. Индии; с корнем «нага» связано большое число индийских топонимов. Предполагается, что реальные наги были племенами монголоидной расы, имевшими своим тотемом змею (кобру) , и что мифологическая интерпретация была, таким образом, наложена на историческую основу.

В буддийской мифологии наги — змееподобные полубожества. По всей вероятности, наги играли важную роль в мифологии доарийскои Индии, и во включении их в буддийскую мифологию некоторые буддологи видят даже признак неарийского происхождения буддизма. О Нагах и Нагинях
Описания нагов встречаются во многих канонических текстах, например в «Джатаках» . Наги разделяются на два класса — живущих в воде (в реках и морях) и на суше. Наги могут превращаться и в человека. Нередко они вступают в любовные отношения, как с женщинами, так и с мужчинами, потомки этих связей чрезвычайно нежны, так как имеют «водяную сущность» .
Наги часто гневаются; считается, что их дыхание ядовито, а взгляд может принести смерть. К буддизму наги относятся благосклонно и часто выступают его горячими приверженцами. Сам Шакъямуни, ещё до того как стать буддой, несколько раз перерождался в образе нага. В мифологии махаяны распространены легенды, повествующие о том, как известный философ Нагарджуна добыл у нагов сутру «Праджняпарамиту» , которая ими охранялась до тех пор, пока люди не созрели до её понимания. Вне Индии наги сопоставлялись с местными змееподобными божествами.

Считалось, что столицу Лаоса охраняют 12 нагов. По указанию Нагов был построен Вьентьян. Наги в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой - плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить Нагам переход из рек во внутренние водоемы для обеспечения плодородия полей. Эти духи вод могут превращаться в людей. Они живут у слияния рек, на порогах, обитают также в скалах.
Нага (женский род - нагини) - в индийской и буддийской мифологии божества в обличии змей или полулюдей-полузмей.
Наги считаются мудрецами и магами, способными оживлять мёртвых и менять свой внешний вид. В человеческом облике наги часто живут среди людей, причём их женщины — нагини, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев. Так, на девушке-нагини женился герой «Махабхараты» Ашваттхаман, сын Дроны; царевна-нагини Улупи была женой Арджуны, а нагини Кумудвати — женой Куши, сына Рамы.

Женщина-нагини — центральный образ кхмерских династийных мифов. Согласно одному из них, кхмерский король должен был проводить ночи вместе с многоголовой нагини, и от этого зависело благосостояние страны. В одном буддийском мифе Мучилинде принадлежит заслуга спасения Будды во время потопа, в другом — наг обманным путём стал учеником Будды и был разоблачён.
Изображения нагов часты на барельефах Ангкора.
У лаотянцев особенно выражена функция нагов как духов — защитников страны. Так, считается, что столицу Лаоса Луангпрабанг охраняют двенадцать нагов во главе с Тхао Бунсонгом и Тхао Тонгкхуангом. По указанию нагов был построен город Вьентьян, бывшая столица одного из княжеств.
Наги в дождливый сезон обитают в прудах и на рисовых полях, залитых водой, а в сухой — плавают в реках и тогда бывают злы. С наступлением сезона дождей устраивались обряды с целью облегчить нагам переход из рек во внутренние водоёмы для обеспечения плодородия полей. Наги обитают также в скалах. По средневековым лаосским манускриптам, существует пятнадцать царей нагов (прайя нак) . Они живут у слияний рек, на порогах. Эти духи вод могут превращаться в людей. Согласно этим данным, наиболее могучие наги — Пха Сыа, охраняющий север страны, и Паксопроп.


Наги (жен-нагини) полубожеств. змееподобные существа, обитающие в подземном мире и океане
наги (др. -инд. nāga), в индуистской мифологии полубожественные существа со змеиным туловищем и одной или несколькими человеческими головами.
нагиня - женщины, славящиеся своей красотой, нередко становятся жёнами смертных царей и героев