Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
10лет
Изменено

Анализ стихотворения свободы сеятель пустынный

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок

Стихотворение А. С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный" – попытка
осмыслить проблему русского народа XIX века в библейском контексте.
Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: "Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что
не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его.
А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный".
Если в евангельской притче хотя бы часть "семян" принесло "плоды", то вывод пушкинского лирического героя гораздо не утешителен:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Произведение отражает разочарование автора в романтических идеалах.

История создания – Стихи были написаны в 1823 году во время пребывания
поэта в Южной ссылке, опубликованы после смерти Пушкина.
Тема стихотворения – порабощение народа.
Жанр - лирическое стихотворение.
Направление, в рамках которого было создано лирическое произведение-
- романтизм,
Композиция –стихотворение имеет форму монолога лирического героя.
По содержанию текст делится на две части: рассказ о тщетной попытке
получить плоды "живительного семени", обращение героя к народам.
Формально стихотворение разделено на две строфы (шести- и семистишия).
Жанр – элегия. Стихотворение представляет собой грустные размышления философского характера.
Лирический герой выражает неуверенность в действенности слов поэта,
влиянии призывов на людей, на целые народы.
Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных.
Клич поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом.
Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом.
Он мирится с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв.
Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.

Пушкин отсылает читателя к евангельским образам, использует высокий слог, что предает стихотворению особенно торжественную эмоциональную окраску.
Преобладают в тексте метафоры: "свободы сеятель пустынный","порабощенные бразды", "живительное семя»," к чему стадам дары свободы" «наследство их из
рода в роды ярмо с гремушками да бич".
Эпитеты – (рука) чистая и безвинная, благие (мысли и труды), мирные (народы).
Речь сеятеля эмоциональная, поэтому значительную роль играет интонация.
В некоторых строфах используется аллите­рация-«с», «ч», «з»:
"Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы?".
Инверсия-"Но потерял я только время».
Однако самой важной здесь является аллегория: себя лирический герой
ассоциирует с сеятелем (отсылка к Евангелиа), а народ с покорными стадами.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб,
Пушкин использует два вида рифмовок: большинство строк соединены
перекрёстной АВАВ, некоторые – кольцевой рифмой.
В стихотворении есть и мужские, и женские рифмы. (рифмовка перекрёстная
АВАВ и кольцевая АВВА)

Аватар пользователя
Высший разум
10лет