Лёка
Высший разум
(136587)
16 лет назад
По своим размерам вирусы занимают место между самыми мелкими бактериальными клетками и самыми крупными органическими молекулами - от 0,02 до 0,3 мкм. Долгие годы продолжался спор: вирусы - это живые существа или часть неживой природы. Невозможность существования и размножения вирусов вне клетки, их способность к самосборке и кристаллизации говорили о том, что вирус ведет себя как "неживая" материя.
После установления природы гена и обнаружения в вирусах генетического материала, присущего живым организмам, вирусы стали относить к живой природе. Согласно современным представлениям, вирусы лежат на границе "живого" и "неживого", это внеклеточные формы жизни, способные проникать в определенные живые клетки и размножаться только внутри них.
А что до границы между живым и не живым.. .
Вот мой ответ на этот вопрос.
Один
Просветленный
(26127)
16 лет назад
Вирусы (лат. virus – яд) – это неклеточная форма жизни представляющая собой автономные генетические структуры, способные размножаться в чувствительных по отношению к ним клеткам бактерий растений и животных.
Вирусы широко распространены в природе и могут вызывать различные заболевания растений, животных и человека. В общих чертах, вирус представляет собой молекулу нуклеиновой кислоты (ДНК или РНК) окруженной специальной оболочкой. В состав некоторых вирусов также входят ферменты участвующие в регуляции жизненного цикла вируса. Проникая в клетки другого организма, вирус высвобождает свой генетический материал, который, используя ресурсы зараженной клетки, начинает образовывать новые вирусные частицы. Помимо вирусов в природе существует еще несколько неклеточных форм жизни, такие как виройды, вирусойды и прионы. Виройды это небольшие кольцевые молекулы РНК (рибонуклеиновая кислота) , не окруженные оболочкой, и вызывающие различные заболевания растений. Вириойды это также кольцевые молекулы РНК без белковой оболочки, которые, в отличии от виройдов, не способны поражать клетки других организмов только в присутствии вируса-помошника. Несмотря на довольно простую органическую структуру, вирусы являются полноправными представителями живой природы. Им присущи основные признаки жизни, такие как: способность к самовоспроизведению, изменчивость, наследственность, способность приспосабливаться к условиям окружающей среды, подчинение законам эволюции, определенное место в иерархии живых организмов. В структуре всех вирусов можно выделить две основных составляющих: нуклеиновая кислота – носитель генетической информации и оболочка. вирусы способны размножаться только паразитируя в клетках бактерий, растений и животных. Связано это с тем, что вирусы не имеют собственного синтетического аппарата и для самовоспроизведения используют ресурсы клетки-хозяина.
Вовчик
Мастер
(1014)
16 лет назад
Клонированные человеческие эмбрионы, выращенные из стволовых клеток сперматозоиды и даже целые органы тела – глаза, химерные организмы (например, кролики с генами медузы) – казалось бы, после этого трудно удивить чем-нибудь среднестатистического обывателя, далекого от тонкостей биотехнологий. Он и не удивляется. Возможно, поэтому и прошло мало замеченным недавнее сообщение агентства BBC: «Сотрудники Университета Рокфеллера в США делают первые шаги на пути к созданию искусственных форм жизни. Полученные ими небольшие искусственные везикулы, или образования в виде пузырьков, способные «обрабатывать» гены, являются грубым подобием биологических клеток» .
Другими словами, ученым удалось создать биологический объект, который еще не может делиться, как полноценная живая клетка, но уже способен поддерживать и воспроизводить некоторые биохимические процессы, протекающие в живой клетке. Это – последний писк генноинженерной моды: синтетическая биология, цель – создание принципиально иной жизни или новых микроорганизмов.
В это, конечно, не верится, но скорее всего ученые научатся создавать в лабораторных условиях и такой сложный природный механизм, как живая клетка.
Американцы буквально слепили «иную жизнь» из очень ограниченного набора компонентов. Клеточные мембраны искусственных везикул состоят из молекул жира, полученных из белка яйца. А наполнены клетки экстрактом из обычной кишечной палочки E.Coli, лишенной собственного генетического материала. В них также добавляют полученный из вируса энзим (биологический катализатор, фермент) , чтобы везикула могла «обработать» код ДНК.
Все. Этого оказалось достаточно, чтобы зафиксировать экспериментальный факт: везикула начинает производить протеины, наподобие обычной живой клетки. В одном из опытов на стенках везикул даже стали образовываться небольшие поры, позволяющие накапливать питательные вещества для длительного функционирования клеток.
Руководитель проекта Альберт Либшабер указывает, что везикулы – это неживые биореакторы, что в них проходят простые химические реакции, встречающиеся также в биологических растворах, в которых клетки отсутствуют.
«С «карты жизни» стерто белое пятно неизвестности. Неживая природа в результате присущего ей движения порождает особые сложные соединения неживых элементов, молекулы которых получают способность к обмену веществ, то есть оживают. А из молекул живого вещества рождаются клетки, рождаются более высокоорганизованные существа» . Думаете, это последнее высказывание тоже принадлежит американцу Либшаберу? Отнюдь. Это слова советского биолога, академика Академии медицинских наук СССР, создателя уже тысячу раз опровергнутой, осмеянной и высмеянной теории «живого вещества» Ольги Лепешинской. И сказано это аж в 1952 году.
Мало того, эксперименты Лепешинской с «живым веществом» начались еще раньше – в 1933 году! Их описание – это просто какой-то натюрморт в стиле малых голландцев. «Шел 1933 год. Однажды весной я наловила только что выклюнувшихся из икры головастиков и принесла в лабораторию. Беру одного и раздавливаю. Каплю крови и слизи раздавленного головастика кладу под микроскоп. Жадно, с нетерпением отыскиваю в поле зрения эритроциты.
Но что это? Взгляд мой впивается в какие-то шары. Навожу объектив микроскопа на резкость. Передо мной совершенно непонятная картина: среди вполне развитых клеток крови отчетливо различаю какие-то как бы недоразвитые клетки – мелкозернистые желточные шары без ядер, желточные шары поменьше, но уже с начинающим образовываться ядром. Казалось, что перед глазами полная картина рождения клетки… »
Не правда ли, впечатляет. Но самое любопытное – почти текстологическое совпадение с описанием экспериментов Альберта Либшабера. Вот, например: «Начинаем серию опытов с икрой рыб и яйцами птиц. И здесь удается обнаружить образование желточных шаров, а из них – самых настоящих клеток».