Ярослава Емельянова ^^
Гуру
(3179)
16 лет назад
Дословно - зачатие. Именно таков перевод с латыни. Концептуальным называется и считается только то, что родилось в результате слияния двух или более тезисов как нечто качественно новое по отношению к ним. Начало чего-либо принципиально нового.
В концепции должны присутствовать все 3 правила диалектики: она должна объединять противоположности, переводить количество в качество и отрицать отрицание. Только при выполнении этих условий нечто предлагаемое нам действительно является концептуальным, а не представляет собой компиляцию, бессвязный набор или ребрендинг (обновленное оформление) чего-либо старого.
Лингвистический антоним концепции - контрацепция, общеизвестное слово.
Валерий Желонин
Ученик
(166)
16 лет назад
Конце́пция, или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.
Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.
Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, то есть определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания «порождающей» идеи систем понятий (базовых концептов) . Концепция исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания) .
Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т. д.) , единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания) , без которых невозможна последующая более детальная проработка («раскрутка» ) презентируемой идеи. Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки» , согласно Коллингвуду) , определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи») , в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К. , являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.
Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само) описывает себя) , «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно — свои догматы. Сам термин «К. » заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина» (лат. docere — учить, doctrina — учение, например, доктрина грехопадения) , но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса — поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, «тора» («указание» , «наставление» ) в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К. , доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности» , «конечности» оснований-предпосылок.
Если есть желание могу дать более расширенный вариант.