Top.Mail.Ru
Ответы

Случаен ли образ Наполеона, дважды появляющийся в повести? как он связан с идеей произведения и с образом Германа?

По дате
По Рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
10лет

Ключ к пониманию характера Германна лежит в двукратном подчеркивании Пушкиным устами своих героев сходства Германна с Наполеоном. Сначала Томский на балу, разговаривая с Лизаветой Ивановной, говорит ей, что у Германна профиль Наполеона, а затем уже и Лизавету Ивановну поражает сходство Германна с Наполеоном. Подчеркивая внешнее сходство Германна с Наполеоном, Пушкин сближает своего героя с императором и по чисто человеческим характеристикам. Известно, что Наполеон “охотно” играл в карты - в двадцать одно и “когда удавалось, плутовал”.

Пушкин характеризует как самого Наполеона, так и современную молодежь с её стремлением во что бы то ни стало утвердить свою личность, с безграничной жаждой власти, с неразборчивостью в средствах.

Главный герой - новая разновидность «наполеоновского» типа.

Трагедия повести – трагедия одного «маленького наполеона», пытавшегося навязать жизни свою волю и не имеющего силы устоять в неравном поединке. - «…на его совести по крайней мере три злодейства», - так в шутку говорит Лизавете Ивановне о Германе Томский. Героиня вскоре вспомнит эти слова и почувствует их страшную правдивость. Германн имеет подозрительное сходство с Наполеоном. Более того, он дважды с ним прямо отождествляется. "Этот Германн, - продолжил Томский, - лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля". (Тут же проскальзывает и фаустовский мотив.) Далее: "...он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь. В этом положении удивительно напоминал он портрет Наполеона. Это сходство поразило даже Лизавету Ивановну". Косвенно Германн отождествляется с Наполеоном в повести неоднократно. Что касается оперы, то неизменная треуголка Германа отсылает нас к тому же прообразу. Интересно, что тиран Наполеон является пришельцем извне (корсиканец на французском троне).
http://sochinenienatemu2.ru/11-klass/aspushkin-pikovaya-dama-nravstvennaya-problematika-proizvedeniya-problema-napoleonizma-2-cha/