История Цхинвала со времен его основания теснейшим образом переплетается с историей осетинского народа. Основатель Цхинвала царь Аспагур (III в. н. э. ) обратился за военной поддержкой к осетинам, с помощью которых ему удалось защитить город-крепость от вторгшихся в Картли персов. Что касается осетинского населения Цхинвала, то о нем грузинские источники сообщают, начиная со второй половины XVIII в. когда царь Ираклий II начал выделять осетинским старшинам земли в Цхинвале и его окрестностях за оказанные ему военные услуги. В частности в 1786 г. владения в Цхинвале получил Дохчико Хетагуров за то, что его сын Болатыко был убит в Аспиндзской битве, где он храбро сражался.
В начале XIX в. (1804 г. ) в Цхинвале проживало уже 16 осетинских семей при 41 грузинских, 116 армянских и 6 еврейских семейств. О наличии осетин в г. Цхинвале в XIX в. имеются многочисленные сообщения на страницах грузинской прессы. Газета «Иверия» сообщает об ограблении в Цхинвале осетина, золотых дел мастера. Газета «Дроеба» (1882, № 58) ссылаясь на официальное лицо, сообщала, что Цхинвал населен разными народами: осетинами, грузинами, армянами и евреями. На страницах еще одной газеты «Цнобис пурцели» (1897, № 246) известный грузинский общественный деятель Ал. Алазниспирели пишет, что «местечко Цхинвали является городом евреев и осетин, а грузины и армяне составляют четвертую часть общего населения» . По данным на 1917 г. в Цхинвале было уже 80 осетинских домов, при 346 еврейских, 310 грузинских и 160 армянских. Не противоречит этим данным и сведения о численности жителей Цхинвала того же времени: из 5033 душ населения Цхинвала : 553 чел. были осетины (9%), 2130 — евреи (40%), 1660 — грузины (30%), 674 — армяне (10,3%), С приведенными данными существенно не расходится далеко не полный поименный список глав осетинских семейств (с указанием профессии и улицы, на которой проживали) , проживавших в Цхинвале перед революцией и составленный старожилом Г. Н. Джиоевым; в нем значатся 101 фамилия, т. е. семейство.
В 1920 г. меньшевистское правительство огнем и мечом прошло по всей Южной Осетии, изгнав ее население (в том числе и из Цхинвала ) на Северный Кавказ.
Говоря о значении Цхинвала в жизни осетинского народа И. Алхазишвили в своих заметках об Южной Осетии писал: «в настоящее время его можно считать столицей Осетии» (газ. «Дроеба» , 1876, №126). С И. Алхазишвили солидаризуется и Ф. Натишвили: «...Цхинвали с давних пор считается торговым пунктом Цхинвальского участка и Южной Осетии.
Занимая выгодное торговое положение, местечко Цхинвал стало как бы «деловым двором» , посредником в торговле горной Осетии с Гори и Тифлисом. Как сообщала газета Тифлисский листок» (№57 от 3 ноября 1901 г. ) ежегодно через Цхинвал провозилось более 6 тыс. пудов сыра и около 10 тыс. пудов шерсти из осетинских селений, которые сплошным кольцом окружали местечко Цхинвал . По данным 1900 г. из всего населения Цхинвальского участка (54390 чел. ) 34478 составляли осетины, 17068 грузины, 2061 евреи, 753 армяне и 38 русские (ЦГИА, фонд 48, д. 2302, №91). Относительная малочисленность осетинского населения в самом Цхинвале объясняется исключительно характером их хозяйственной деятельности, превалированием скотоводства и земледелия над занятием ремеслом и торговлей.
Постепенное вовлечение осетин в товарно-денежные отношения имело своим следствием то, что в Цхинвале формируется осетинская торговая буржуазия.