Top.Mail.Ru
Ответы
Аватар пользователя
10лет
Изменено

Надо срочно написать анализ стихотворения "Дума" М. Ю. Лермонтова по плану.

План (это общий план, не именно для стихотворения "Дума")
1)
1.Дата написания, история создания, место в творчестве автора, кому посвящено
2.Сведения о литературной ситуации: как приняли стихотворение, какие существовали в поэзии течения и направления, кому был близок автор

2)Тема стихотворения
1. Структура образов и развитие конфликта
2.Какой мир мыслей и чувств открывается, определить общий смысл, каков жанр стихотворения
3.Как происходит развитие лирического сюжета

3)Основные особенности поэтического языка
1.Тропы и фигуры (сравнения, эпитеты, метафоры)
2.Языковой поуровневый анализ:
а) Поэтическая фонетика
б) поэтическая лексика (синонимы, антонимы...)
в) использование явлений морфологии и синтаксиса
3.Ритм, стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий)
4.Рифма (мужская, женская, дактилическая...)
4)Какие чувства, ассоциации, мысли вызвало стихотворение

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Мастер
10лет

Автор стихотворения "Дума" - русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841). Разочарования в действительности, тоска по идеалу свободной личности питали его ранние романтические стихи и зрелую лирику ("Дума", "Пророк", "И скучно и грустно"; поэма "Мцыри"). Многие произведения Лермонтова пронизаны патриотическими чувствами. Он ввел в русскую поэзию стих, отмеченный небывалой энергией мысли и мелодичностью. Многие произведения Лермонтова нашли отражение в русской музыке, изобразительном искусстве, кино.
Заглавие стихотворения - "Дума". В заглавии отражена основная мысль стихотворения, которая тесно связана с его темой - это размышление о судьбах поколения. Стихотворение не зря названо "Дума". Это не просто размышления по поводу какого-либо события, это именно дума - тяжелая, постоянная мысль, не дающая покоя человеку, являющаяся фоном, на котором проходит вся его жизнь.
Связь между четверостишиями и частями стихотворения поддерживается общей темой и эмоциональным строем. Каждое четверостишие - законченное предложение.
В первой части стихотворения основную эмоционально-смысловую нагрузку несут слова ораторского стиля: "печально", "томит", "вянем", "познанья", "сомненья", "добру", "злу" и прочие. Выразительны резкие оценочные эпитеты: "постыдно", "позорно". Они подготавливают высокую романтическую ноту, которой заканчивается первая часть:
Так тощий плод, до времени созрелый,
Ни вкуса нашего не радуя. ни глаз,
Висит между цветов, пришелец осиротелый,
И час их красоты - его паденья час!
Во второй части слова ораторского стиля отсутствуют, их заменяют слова стиля элегического. Выразительный эффект достигается употреблением контрастирующих слов: "ненавидим" - "любим", "холод" - "огонь".
В последней части вновь появляются слова ораторского стиля в сочетании с лексикой, носящей философский оттенок: "ни мысли плодовитой", "судьи", "гражданина" и т. д. Чем более развенчивается поколение, тем прозаичнее становится стиль.
Все это позволяет говорить о жанровом своеобразии стихотворения. Это не традиционная элегия, для которой характерно единство стиля и интонации, не философская элегия, не гражданская ода. Содержание стихотворения не вмещается в границы какого-либо определенного жанра.
Лермонтов не отделяет себя от поколения, поэтому в стихотворении нет слов "я" и "вы", но есть слово "мы". Именно в этом заключается трагедия поэта, неотделимая от трагедии и времени, поколения и страны.