Роман "Герой нашего времени" сочетает в себе черты и романтического, и реалистического произведения.
1. Черты романтизма
Сходство с романтической поэмой и с романтической повестью — главными жанрами эпохи Лермонтова. Образ Печорина статичен, его характер не меняется. («Неужели я не тот же?» — говорит он Максиму Максимычу в сцене прощания.)
Черты реализма 1. Социально-историческая обусловленность образа Печорина, человека индивидуалистического века и дворянско-офицерской среды. Сильные
и слабые стороны героя неотделимы друг от друга. Поэтому даже автор не знает, герой Печорин или злодей
Черты романтизма. 2. Отсутствие последовательного и связного повествования о
2. Отсутствие последовательного и связного повествования от начала до конца и рассказа о происхождении и жизни героя от рождения до старости. Показаны лишь отдельные, яркие эпизоды из его жизни ("вершинная композиция") вне хронологических пределов.
Черты реализма 2. Снятие напряжения с внешнего повествования. Внимание к внутренней жизни героя, размышлениям о нравственных и философских
проблемах, анализу своих переживаний, мотивам поведения, что характерно для психологического романа.
Черты романтизма 3. Наличие композиционного кольца, как в поэме "Мцыри".
Герой замкнут в кругу, из которого невозможно вырваться, что подчеркивает полную безысходность судьбы Печорина, бесполезность его исканий
Черты реализма 3. Абсолютная объективность повествования достигается путем сообщения героем истории своей души, присутствием нескольких рассказчиков и описанием в журнале Печорина мнения о нем других лиц
Черты романтизма 4. Печорин — личность исключительная, но он жертва века, за
В романе есть герои, например Грушницкий, чей характер на протяжении повествования претерпевает эволюцию, меняется
