Liana Ceri
Мыслитель
(6449)
16 лет назад
Сегодня в Западной Европе партия зеленых – одна из самых прогрессивных (среди тех партий, что участвуют в выборах). В России многие радикальные экологи – анархисты по убеждениям. Однако есть и другое крыло экологического движения – патриоты, консерваторы и откровенные фашисты, выступающие за чистоту окружающей среды. Такие экологические тенденции в фашистском движении, а также фашистские тенденции в движении экологов принято называть экофашизмом (термин, возможно, не вполне совершенный, зато устоявшийся).
Родиной экологии как науки принято считать Германию. Само слово было придумано в 1867 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем (Ernst Hдckel). Он считал, что экология – это наука, изучающая взаимосвязь организма и окружающей среды. Но мало кто в России, даже среди самих экологов, знает, что Геккель был также главным популяризатором теории Дарвина в германоязычном мире и создал свою теорию социального дарвинизма – монизм, комбинирующий научный экологизм и почвенничество (так мы переводим на русский язык немецкое понятие vцlkisch, включающее и непременный нацистский элемент, поскольку основано на концепции «крови и почвы»). Он верил в превосходство нордической расы над всеми другими и дошел до фанатизма в своем национализме во время Первой мировой войны. Подобное «происхождение» экологии вовсе не означает, что нынешнее экологическое движение должно потенциально нести в себе некие фашистские тенденции, однако объясняет, почему нацизм и фашизм часто пропитаны экологическим духом (борьба за чистоту своего – как народа, так и природы).
Немецкий социал-дарвинизм практически с самого начала был связан с экологической концепцией. Геккель был сторонником идей расизма и национализма, так что немецкий социал-дарвинизм стал политической концепцией, давшей псевдобиологическое обоснование для романтического расизма и национализма. Именно Геккель поставил науку на службу идеям мистического и иррационального почвенничества. В нашу задачу сейчас не входит подробный анализ экологического движения при нацистском режиме в Германии, однако необходимо помнить, что ключевыми для нацизма стали концепции «жизненного пространства», «крови и почвы», «селекционного отбора» и «расовой гигиены», разработанные и «научно» обоснованные Геккелем, его современниками и последователями. Эти идеи живы и до сих пор. Не только в Германии, но и в других европейских странах мистически настроенные нацисты стремятся перехватить политическую инициативу у прогрессивно настроенных зеленых под лозунгами вроде «Назад к почве!».О чем это говорит? О том, что просто выступать «за экологию» само по себе еще ничего не значит. Если считать, что человек – безличная частица в едином организме природы, а человеческое общество живет и развивается по ее законам, то понятие «экология» будет распространяться и на людей. Борьба за существование, в которой побеждает сильнейший, в этом случае будет происходить не только в животном и растительном мире, но и в мире людей. Одна нация (раса, религия, культура) может (и должна, ведь это естественно!) бороться за свое выживание и стараться подмять под себя другую. Окружающая среда понимается не только как моря, леса, горы и прочее, но и как социальная среда, в которой живет человек. Поэтому, борясь за чистоту окружающей среды, борются за чистоту нации (расы, религии, культуры). Другое же понимание экологии подразумевает разумное и бережное, а не мистически-восторженное отношение к природе. Главное здесь – не патологическое стремление к Чистоте, а намерение человека обеспечить воспроизводство тех ресурсов, которые он забирает у природы, или как минимум не брать у нее лишнего. Проблема в том, что частные, промежуточные цели чаще всего совпадают у экологов всех мастей.Поэтому опасность того, что экофашисты своей демагогией многих привлекут на свою сторону или убедят в необходимости совместной работы, не исчезнет, пока не исчезнет сам фашизм…
Liana CeriМыслитель (6449)
16 лет назад
Использованные в статье материалы:
Janet Biehl & Peter Staudenmaier. Ecofascism: lessons from the german experience;
«Общество и экология», 1999, № 1–3;
М. Евгеньев. Языческий сталинизм. Учение «Внутреннего Предиктора СССР» // Антифашистский журнал «Барьер»,1999, №1(5).