


Что физики думают об энтропии в живых системах и повышении организации?
По видимому, первой попыткой сформулировать представление об идее жизни, положившей начало первой парадигме о ней, было высказывание Л. Больцмана, сделанное им в 1886 г.: "Всеобщая борьба за существование... это борьба за энтропию, становящуюся доступной при переходе от пылающего солнца к холодной земле".
Причем тот же самый Людвиг Больцман в 1872 году вывел основное уравнение микроскопической теории неравновесных процессов (физической кинетики), носящее его имя, а также установил так называемую H-теорему, выражающую закон возрастания энтропии для изолированной системы. То есть он понимал, что живые системы - не изолированные.
Лауреат Нобелевской премии Илья Пригожин. Основная масса его работ посвящена неравновесной термодинамике и статистической механике необратимых процессов. Одно из главных достижений заключалось в том, что было показано существование неравновесных термодинамических систем, которые, при определённых условиях, поглощая вещество и энергию из окружающего пространства, могут совершать качественный скачок к усложнению (диссипативные структуры).
Писанину не в тему на полстраницы не читаю априори.
В частности Э. Шредингер высказал точку зрения, что "отрицательная энтропия - это то, чем питается жизнь".
Трудами этих и многих других ученых к 50-м годам 20 века складывается понимание того, что сущность жизни заключена в ее способности извлекать из среды (в итоге, от Солнца) негэнтропию и, таким образом, создавать свою организацию, которая отождествляется с упорядоченностью.
Проводились опыты с физическими стационарными потоками, удаленными от равновесия, - тепловым и гидродинамическим. При микровоздействиях на эти потоки в них происходили скачкообразные изменения режима (бифуркации), в результате которых возникали упорядоченные структуры - в тепловом потоке гексагональные клетки Бенара, в водном - вихри. Дальнейшая эволюция упорядоченных структур прослеживалась на простейших формах жизни. Это были известные опыты Шпигельмана с Q фагом. Фагу создавались стационарные условия для размножения с отбором наиболее быстроразмножающихся форм. В итоге эволюции возник новый штамм, размножающийся гораздо быстрее исходного.
Опираясь на упомянутые опыты и особенно на опыты Шпигельмана, М. Эйген и вывел в математической форме критерий селекционной ценности, чем по его мнению внес в теорию Дарвина вместо тавтологии "выживание выживающего" вполне конкретное физическое понятие.
Как пишет М. В. Волькенштейн: "Синергетика изучает неравновесные фазовые переходы - образование звезд и галактик из первичного хаоса, образование периодической структуры перистых облаков, переход от обычного некогерентного излучения к когерентному, лазерному, возникновение временной и пространственной периодичности в знаменитой реакции Белоусова-Жаботинского - и все явления самоорганизации в индивидуальном биологическом развитии и в биологической эволюции".
Упорядоченность живого организма отличается от упорядоченности объектов неживой природы, например, кристаллов, где она характеризуется минимумом свободной энергии. Там это - упорядоченность кладбища, в то время как упорядоченность структуры живого организма в процессе жизнедеятельности, есть, по выражению Б. М. Медникова, упорядоченность автомобильного конвейера, т. е. упорядоченность процесса. Это может быть и процесс обмена веществ, и самоорганизации структуры, и передачи сигналов и т. д.
Это синергетика, и что особенного про это надо думать? Самоорганизация материи при притоке энергии извне.
Подвод энергии извне к (условно) изолированной системе, понижает степень энтропии и способствует возникновению более сложных систем.
Изолированная система - Земля.
Источник подвода энергии - Солнце.
«Неисчерпаемым источником интереса, внимания, ненависти и обожания цивилизованных людей и варваров являлась человеческая душа.
Сказать, что мне удалось разрешить все загадки души, было бы заявлением неточным и самонадеянным. Не обратить внимания на то, что мне удалось выяснить, и не опубликовать этого, понимая какую пользу это принесёт, означало бы согрешить против человечества.
После тридцати одного года исследований и размышлений и после пятнадцати лет работы с людьми, в ходе которой я наблюдал за результатами применения этого материала, могу утверждать, что в добытых мной знаниях должны заключаться ответы на эту загадку, тайну, проблему, которая называется «человеческая душа», поскольку моя собственная работа и работа многих других людей показала: то лучшее, что есть в человеке, восстанавливается.
С тех пор как я установил, что человек не есть его тело, и продемонстрировал, что посредством саентологического одитинга человек достигает определённости в том, что как личность существует отдельно от тела, я оказался, к известному сожалению, за рамками какой-либо из существовавших наук. Понимая это, нужно посмотреть в лицо правде: мы достигли точки, в которой сливаются наука и религия, и теперь должны перестать делать вид, что наши цели относятся только к материальному миру.
Мы не можем иметь дело с обителью человеческой души и в то же время игнорировать этот факт. Человек вёл эти поиски слишком долго, чтобы их счастливое завершение было скрыто какими-то туманными научными терминами.
Эти поиски, эту битву вела на протяжении тысячелетий религия, а не наука. Наука, из-за мировоззрения, отрицавшего существование души, едва не проглотила человека, и это показатель поражения науки в этих поисках.
Теперь нельзя предавать тех святых людей, которые в прошедшие века стремились вывести человека из тьмы.
Мы, саентологи, не прикрываем тылы создателей атомной бомбы, а стоим в рядах искателей истины.
Однако наука тоже внесла свой вклад в эти искания; и ядерная физика, какое бы тяжкое преступление против человечества она ни совершила, всё же может искупить свою вину, так как с её помощью была найдена душа, которой чуть не лишила человека наука.
Ни один одитор просто не может закрыть глаза на результаты, которые сегодня получает, и ни может не видеть, что они выше результатов применявшихся ранее материалистических технологий. Ибо мы, наряду со всем остальным, понимаем, что освобождённая человеческая душа есть единственная целительная сила. Но наши цели, каких бы чудес в отношении человеческого тела мы ни совершали, выходят за рамки физического здоровья. Они заключаются в совершенствовании человека.
Саентология – это предмет, посвящённый познанию знания. Она свидетельствует, что ЧЕЛОВЕК И ЕСТЬ его собственная бессмертная душа. И нам ничего не остаётся, как объявить миру, – как бы люди это ни восприняли: ядерная физика и религия объединились в сотрудничестве, и мы, саентологи, творим те чудеса, в которые человечество верило всё то время, пока вело поиски.
Кто-то может ненавидеть Бога или презирать священников. Однако он не может игнорировать того факта, что является своей душой. Так мы решили нашу загадку и обнаружили, что ответ на неё прост.
(эссе из книги Рона Хаббарда «Новый взгляд на жизнь»)
(Хаббард в 30-х изучал "Атомно-молекулярные явления" в универститете Вашингтона, некоторые его однокашники работали потом у Оппенгеймера.)
Пригожин конечно молодец, он пытался совместить детерминизм и индетерминизм, вот только как-то хреново вышло.
А все потому, что он с диалектикой Гегеля-Маркса не был знаком.
Вот диамат сию проблему решат на раз-два.