Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии в 1834 году. В 1834 г. был принят закон, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в империи. В эту систему вошел и гимназический мундир, фасон которого менялся в1855, 1868, 1896 и 1913 гг.
Положение о гимназической форме для девочек было утверждено лишь в 1896 г. Мальчики щеголяли в фуражках с эмблемой гимназии, гимнастерках, шинелях, куртках, брюках, черных ботинках и с непременным ранцем за спиной.
Форма девочек тоже была строга: коричневые платья с фартуками, правда, из ткани высокого качества и с изящным покроем, который делал девичий силуэт стройным.
Однако уже в те времена гимназисты относились к форме неоднозначно.
С одной стороны, гордились, потому что в гимназиях учились дети состоятельных родителей и форма подчеркивала их принадлежность к высшему сословию.
С другой, не любили, потому что форму обязывали носить после уроков. Если гимназистов в форме засекали в неположенных местах: в театре, на ипподроме, в кафе, ресторация – им приходилось несладко. В дни российских торжеств гимназисты одевались в праздничную форму, приближенную к одежде взрослых: костюм военного кроя для мальчика и темное платье с плиссированной юбкой до колен – для девочки.
Всё изменилось после революции. В 1918 году вышел декрет "О единой школе... ", отменявший школьную форму как таковую и именовавший её "наследием царско-полицейского режима", эдаким пережитком прошлого.
С точки зрения «классовой борьбы» старая форма считалась символом принадлежности к высшим сословиям (была даже презрительная кличка для сентиментальной девочки — «гимназистка») . С другой стороны — форма символизировала абсолютную несвободу ученика, его униженное и подневольное положение.
Но у этого отказа от формы была и другая, более понятная, подоплёка — бедность. Ученики ходили в школу в том, что могли предоставить им родители, а государство в тот момент активно боролось с разрухой, классовыми врагами и пережитками прошлого.
[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]Появились белые "праздничные" фартуки и пришивные воротнички и манеты - со временем несколько менялся лишь фасон, но не общая суть формы девочек.
В обычные дни полагалось носить чёрные или коричневые банты, с белым передником - белые.
Длиной платья были до колена или ниже, но поскольку дети имеют обыкновение расти, к концу учебного года девочки щеголяли в чём-то вроде мини-юбок. Слабым местом были рукава - они постоянно протирались на локтях. От долгого сидения начинал "блестеть" и зад.
Коричневый цвет начисто лишён эротичности и чисто интуитивно женщины в большинстве своём от него отказываются. Коричневый цвет - это подавленные сексуальные желания.
Коричневый цвет не зря был выбран (кроме такого достоинства, как немаркость) для девичьих школьных платьиц. Это было сделано для того, чтоб на корню давить пробуждающуюся подростковую сексуальность.
До 1976 года девочки с первого по 10-й класс ходили именно в этой форме.