Татьяна
Знаток
(431)
9 лет назад
Павлов Иван Петрович (14/26.09.1849, Рязань – 27.02.1936, Ленинград), русский физиолог, удостоенный в 1904 Нобелевской премии за исследования механизмов пищеварения. Родился в семье приходского священника. Окончил в 1864 рязанское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Под влиянием И. М. Сеченова Павлов решил оставить семинарию и в 1870 поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета.
После окончания университета стал студентом третьего курса Медико-хирургической академии. Окончив её в 1879, возглавил лабораторию физиологии в клинике С. П. Боткина. В 1884–86 проходил стажировку в лабораториях Э. Дюбуа-Реймона (Франция), И. Мюллера, К. Людвига и Г. Гельмгольца (Германия). По возвращении в Россию работал у Боткина. В 1890 был назначен профессором фармакологии Военно-медицинской академии, а в 1896 – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924. Возглавлял физиологическую лабораторию в Институте экспериментальной медицины, где выполнил классические эксперименты по нервной регуляции процесса пищеварения, а с 1925 руководил Институтом физиологии АН СССР.
Основные направления научной деятельности Павлова – исследование физиологии кровообращения, пищеварения и высшей нервной деятельности. Учёный разработал методы хирургических операций по созданию «изолированного желудочка» и наложению фистул на пищеварительные железы, применил новый для своего времени подход – «хронический эксперимент», позволяющий проводить наблюдения на практически здоровых животных в условиях, максимально приближенных к естественным. Этот метод позволял сводить к минимуму искажающее влияние «острых» экспериментов, требующих серьезного хирургического вмешательства, разъединения частей организма и наркотизации животного. В 1890 Павлов провел опыт «мнимого» кормления животного с целью изучения роли центральной нервной системы в секреции желудочного сока. Используя метод «изолированного желудочка», установил наличие двух фаз сокоотделения: нервно-рефлекторной и гуморально-клинической. Когда пища только подносится ко рту и пережевывается, выделяется первая порция желудочного сока. При попадании пищи в желудок начинается её переваривание, и продукты распада, действуя на слизистую желудка, способствуют удлинению периода секреции на всё время, пока пища находится в желудке.
Следующий этап в научной деятельности Павлова – изучение высшей нервной деятельности. Переход от работ в области пищеварения был обусловлен его представлениями о приспособительном характере деятельности пищеварительных желёз. Павлов полагал, что приспособительные явления определяются не просто рефлексами со стороны полости рта: причину следует искать в психическом возбуждении. По мере получения новых данных о функционировании внешних отделов головного мозга формировалась новая научная дисциплина – наука о высшей нервной деятельности. В её основе лежало представление о разделении рефлексов на условные и безусловные. Условный рефлекс – это наивысшая и наиболее поздняя в эволюционном отношении форма приспособления организма к среде, он вырабатывается в результате накопления индивидуального жизненного опыта. Павлов и его сотрудники открыли законы образования и угасания условных рефлексов, доказали, что условнорефлекторная деятельность осуществляется при участии коры больших полушарий головного мозга. В коре больших полушарий был открыт центр торможения – антипод центра возбуждения; исследованы разные типы и виды торможения (внешние, внутренние); открыты законы распространения и сужения сферы действия возбуждения и торможения – основных нервных процессов; изучены проблемы сна и установлены его фазы; исследована охранительная роль торможения; изучена роль столкновения процессов возбуждения и торможения в возникновении неврозов. Широкую известность Павлову п
ТатьянаЗнаток (431)
9 лет назад
Широкую известность Павлову принесло его учение о типах нервной системы, которое тоже основывается на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения. Наконец, ещё одна заслуга Павлова – учение о сигнальных системах. У человека, помимо первой сигнальной системы, присущей также и животным, имеется вторая сигнальная система – особая форма высшей нервной деятельности, связанная с речевой функцией и абстрактным мышлением.
ТатьянаЗнаток (431)
9 лет назад
Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.
ТатьянаЗнаток (431)
9 лет назад
Научное творчество Павлова оказало огромное влияние на развитие смежных областей медицины и биологии, оставило заметный след в психиатрии. Под влиянием его идей сформировались крупные научные школы в терапии, хирургии, психиатрии, невропатологии.
ТатьянаЗнаток (431)
9 лет назад
В 1907 Павлов был избран членом Российской академии наук, иностранным членом Лондонского королевского общества. В 1915 был награжден медалью Копли Лондонского королевского общества. В 1928 стал почётным членом Лондонского королевского общества врачей. В 1935, в возрасте 86 лет, Павлов председательствовал на сессиях XV Международного физиологического конгресса, проходившего в Москве и Ленинграде.
Т С
Оракул
(73667)
9 лет назад
ПАВЛОВ Иван Петрович (27 сентября 1849, Рязань — 27 февраля 1936, Ленинград) — русский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.
Александр Майер
Знаток
(366)
8 лет назад
И. М. Сеченов и И. П. Павлов.
Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых: Ивана Михайловича Сеченова (1829— 1905) и Ивана Петровича Павлова (1849—1936).
Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.
И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Это врожденные рефлексы, названные им безусловными, и рефлексы, выработанные уже после рождения, в процессе жизни, названные им условными. Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами.
Выработка условного рефлекса начинается с подачи будущего условного раздражителя, в нашем примере — с зажигания лампочки. Обозначим зажженную лампочку буквой Л, а центры, которые возбуждаются в зрительной зоне коры большого мозга, буквой Л1 (рис. 113). После проявления ориентировочного рефлекса на свет лампочки животному дают пищу. Она вызывает безусловный слюноотделительный рефлекс и возбуждение П1 в пищевой зоне коры. После этого несколько раз сочетают свет лампочки Л с кормлением П. В головном мозге последовательно возникают возбуждения Л1 и П1. Между этими центрами появляется временная связь Л1— П1.
После ее образования проявляется условный рефлекс.
Включается лампочка. Возбуждается центр Л1. По образовавшейся связи Л1—П1 возбуждение достигает пищевого центра П1. По нисходящим путям оно переходит на слюноотделительный центр продолговатого мозга. Оттуда идет к слюнным железам, которые начинают функционировать на сигнал пищи (включение лампочки) еще до того, как появится сама пища.
николай ефимов
Профи
(546)
4 года назад
Изучение физиологических основ пищеварения было проведено главным образом И. П. Павловым (и его учениками) благодаря разработанной им фистульной методике исследования. Суть этого метода состоит в создании путём операции искусственного соединения протока пищеварительной железы или полости пищеварительного органа с внешней средой. И. П. Павлов, проводя хирургические операции на животных, образовал у них постоянные фистулы. С помощью фистул ему удалось собирать чистые пищеварительные соки, без примеси пищи, измерять их количество и определять химический состав. Главное достоинство этого метода, предложенного И. П. Павловым, состоит в том, что процесс пищеварения изучается в естественных условиях существования организма, на здоровом животном, и деятельность органов пищеварения возбуждается естественными пищевыми раздражителями. Заслуги И. П. Павлова в изучении деятельности пищеварительных желёз получили международное признание — он был удостоен Нобелевской премии.
У человека для извлечения желудочного сока и содержимого двенадцатиперстной кишки используют резиновый зонд, который испытуемый заглатывает. Сведения о состоянии желудка и кишечника можно получить, просвечивая области их расположения рентгеновскими лучами, или методом эндоскопии (в полость желудка или кишечника вводится специальный прибор — эндоскоп, который снабжён оптическими и осветительными приборами, позволяющими осматривать полость пищеварительного канала и даже протоки желёз).