Top.Mail.Ru
Ответы

Что такое приём контраста? Помогите с литературой.

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Профи
10лет

Контраст как принцип формирования художественного произведения преломляется на разных уровнях, в том числе и в системе персонажей.
Контраст в образах персонажей может быть представлен следующими типами:
1. контраст образов персонажей (противопоставляться могут положительные и отрицательные герои: Шрелла и Неттлингер (Г. Белль "Бильярд в половине десятого"), Георг и Людвиг (Э. М. Ремарк "Черный обелиск"), положительные герои между собой: Серпилин и Синцов (К. Симонов "Живые и мертвые"), Франк Фабиан и Вольфганг Фабиан (Б. Келлерман «Пляска смерти») , а также и отрицательные: Альфонс и Гейни Э. М. Ремарк "Время жить и время умирать";

2. контраст в развитии образа персонажа (примером тому может быть главный герой романа Э. М. Ремарка "Время жить и время умирать" в своем отношении к войне в начале и конце произведения) ;

3. контраст при описании персонажа. Например:
Среди задержанных за день оказался сумасшедший, очень высокий молодой красноармеец, с руками и ногами богатыря и с маленькой, детской стриженой головой на длинной детской шее (К. Симонов) .
Также, сцена бала и события после бала противопоставлены друг другу в рассказе Толстого "После бала".
Контраст наблюдается во всем: между обликом полковника на балу и на плацу, между описанием бала и описанием наказания, между цветами, музыкой, между описанием психологического состояния героя…
Контрастное изображение в рассказе позволяет писателю выявить сущность характеров героев и раскрыть социальные противоречия русской действительности.

4.Контраст может быть обнаружен и в символике произведения, представленной определенной трактовкой тех или иных предметов и событий/
Примером этому может служить роман Э. М. Ремарка "Время жить и время умирать".
В произведении символом жизни выступает природа, точнее деревья, которые, несмотря на кровавые военные действия, живут, цветут, цветы пахнут. Одним из символов смерти выступают вороны, которые всегда упоминаются в произведении перед тем, как разворачиваются смертоносные бои.
Подобное противопоставление и в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско".