Как определять интервалы на слух?
Чтобы определять интервалы на слух, надо слух развивать. Активно заниматься сольфеджио. Есть программы, помогающие развитию слуха. Например Ear Master Pro- http://www.youtube.com/watch?v=02JJqYqslUw
http://musicathome.ru/theory_of_music/prog/ear_master_pro.php
Разными способами.
1. Можешь мысленно пропевать фрагменты хроматической гаммы от одного конца интервала до другого - и подсчитывать полутона.
2. Можешь примерять интервал к воображаемой мажорной или минорной гамме и определять его величину по номерам получающихся ступеней.
3. Можешь заучить несколько популярных песен, которые начинаются с разных интервалов, и опознавать интервал по тому, какая песня ему подходит.
4. Можешь сравнивать интервал с воображаемым мажорным или минорным трезвучием. Нижний конец интервала совмещаешь с нижним звуком трезвучия, а верхний - смотришь, совпадает ли с каким-нибудь звуком трезвучия, или находится где-то рядом.
5. Можешь различать по паре параметров: консонанс ли это, и широкий ли он. Например, "узкий консонанс" - это терция, а широкий - это секста. Узкий диссонанс - это секунда, а широкий - септима.
6. Наконец, можешь ничего не вычислять, а полагаться на эмоциональную окраску, на "вкус", "запах", "ощущение", которое у тебя вызывает звучание интервала. Это - наиболее музыкантский способ, определять не головой, а сердцем. Например, квинта вызывает ощущение стерильной пустоты и равнодушия, кварта - уверенности и наглости, терция - ласковая и теплая, секста - широко летящая в воздухе. Секунда и септима вызывают ощущение неприятной вибрации, как у зубного врача. А друг от друга их нетрудно отличить уже по ширине. Опирайся на чувственные ассоциации, короче.
Как видишь, способов много. Чаще всего ученики пользуются способом номер 3, а чуть позже способ номер 6 сам начинает работать.