Top.Mail.Ru
Ответы

О памяти смертной, что скажете??

О памяти смертной
Тема памяти смертной, на мой взгляд, близка сегодняшнему празднику. «…Святая жизнь Божией Матери и Ее блаженная кончина учат нас тому, что и мы должны всем сердцем искать Бога, твердо хранить Его повеления и ходить путями Его (Пс. 118, 2-4). Сердце свое нужно оберегать от всего нечистого, душу свою украшать молитвой и делами любви. Надо взять себе за правило: не делать ничего вопреки голосу совести, не нарушать сознательно ни одной Божией заповеди, тотчас изгонять из своего сердца и ума всякое недоброе желание, всякий недобрый помысл. Такое духовное бодрствование придет не сразу, достигается оно постепенно. Для его стяжания нужен постоянный подвиг, подвиг всей жизни.
Если так мы будем жить, то кончина наша не будет печалью. Ибо что такое смерть? Это конец теперешней жизни и начало будущей… » (К. Е. СКУРАТ)
Хочу всех поздравить с Праздником Успения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и предложить статью из бесед о. Алексея Уминского, настоятеля Троицкой церкви в Хохлах по поучениям аввы Дорофея «О памяти смертной» .
О памяти смертной обязательно говорится в каждом святоотеческом аскетическом произведении. Наиболее кратко сказал, по-моему, преподобный Арсений Великий: Имей память смертную и во веки не согрешишь. Антоний Великий говорит то же самое другими словами: Умирай ежедневно и будешь жить вечно, и еще многократно об этом говорил.
Как же нам научиться осмыслить, что такое память смертная? Мы должны понять то, что и так всем понятно: единственное, что человек знает о себе с абсолютной достоверностью - это что он обязательно умрет. И меньше всего на свете он думает о смерти. С чем это связано? Почему человеку тяжело сохранять память о смерти? - Это потому, что для человека смерть неестественна, и мысль о ней - мысль о неестественном, о том, что человеческой душе не принадлежит, что ей неизвестно и Богом не уготовано. Память смертная - это сверхъестественное чувство, хотя о смерти нам напоминают каждый день; о ней говорят все новости, которые мы смотрим по телевидению, почти все фильмы.
И человек боится смерти. А каково должно быть правильное к ней отношение? Ведь и ребенок о ней думает, и младенцы уже встречаются со смертью животных, растений и, конечно, со смертью своих престарелых родственников. Часто родители прячут от ребенка смерть, избегают этих разговоров - и делают ошибку, потому что говорить с ребенком о смерти очень важно, но только говорить правильно. Действительно, человек не может примириться со смертью, не может ее принять - и правильно; он не может, не должен принимать смерть. Но каким же путем он должен идти? Современный человек удаляет от себя всякое представление о собственной смерти, наполняя жизнь постоянным лицезрением смерти чужой. Когда умирают другие, а я еще жив, значит, это не так страшно. Когда человек переживает смерть в кинофильмах, в новостях, он, конечно, ощущает холодок, но - "это ведь не со мной". Он ощущает некоторое психологическое облегчение оттого, что видит смерть, случившуюся либо не реально, либо реально, но совсем с другими людьми . И поэтому мир, который отстоит от Бога, ближе к смерти, потому что Бог есть истинная жизнь. И как только человек от Бога отдаляется, он приближается к смерти, к ее реальному дыханию, но переживает ее путем сублимации, в других смертях. Такому человеку эти фильмы нужны, как наркотик: или кто-то умирает, но не я, или в последний момент весь мир, который должен погибнуть, кем-то спасается. Заметьте, американские фильмы в основном такого мессианского характера: обязательно появляется какой-то "спаситель", "мессия", который спасает мир от террористов, от инопланетян, от антихриста в том числе.
И есть Пушкин со своим "Пиром во время чумы" и Достоевский с историей умирания Маркела. Две ситуации, в которых по-разному принимается смерть, точнее, смерть не принимается ни в том, ни в другом случае.
Председатель пира бросает смерти вызов, как перчатку, он ей кричит в лицо, что он ее не боится, но кричит из состояния совершенного отчаяния

По дате
По рейтингу
Аватар пользователя
Новичок
17лет

Здравствуйте!

Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. (Пс. 32, 22).

Что запасешь, то и с собой понесешь. Бойся жить, а умирать не бойся! Русские пословицы.

...Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность, или же когда не видит никакой надежды на его исправление. Преподобный Амвросий Оптинский (1812-1891).

То, что мы еще живы, означает, что Господь терпит наши грехи и ожидает нашего исправления, а если кто законно потрудится о спасении, то того берет Господь в то время, когда он становится достойным милости Божией. Ленивых же и нерадивых берет смерть после того, как они перестанут подавать какую-либо надежду на свое спасение.
Преподобный Иосиф Оптинский (1837-1911).

Если те, кому предстоит быть взятыми отсюда, окажутся причащенными Таинств с чистой совестью, то, когда они умирают, их дориносят и возводят отсюда на небо ангелы, благодаря Причащению. Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Дни мои сочтены, не сегодня, завтра меня не будет с вами, степень этого чувства не доступна никакому ученому постороннему наблюдателю и до измерения его никогда не дойдут, оно доступно только живущему, испытывающему его в себе. Но я не ощущал в жизни более радостного, спокойного и миротворного состояния духа, чем теперь в ощущении своего преддверия смерти. Я теперь как бы не ощущаю при себе тела. Ничего мне не хочется для него.. . Что боли для жизни? Иногда они, несмотря на всю их силу, – ничто, или забываются. Женщина в каких болях рождает дитя, а забывает скорбь за радость. Так и смерть, перерождая человека в новую жизнь самим этим мукам разлуки с миром доставляет неописуемую радость.. . Одно отчаяние должно быть в смерти, если нет упования на новую жизнь и знания о ней.. . Тяжела смерть для язычников и атеистов.. . Ад вечного раздражения, недовольства от неудовлетворенности влечений сердца, съедающая скорбь по земной жизни и отчаянная злоба от сознания бессилия облечься в плоть и вернуться в мир плоти.. . переселится человек в духовный мир, не живши на земле духовною жизнью и не испытавши ее сладости, он там и будет жить, как пловец, выброшенный на необитаемый остров, все будет ему чуждо, неизвестно и странно. Вот этого и надо страшиться в смерти.. . Мне не жаль разлуки с земною жизнью: одна суета в ней да рабство, а нет в ней счастья полного.. . В дальней и длинной дороге без посоха, сил и запаса пищи трудно, а молитвы живых для загробного скитальца, что как не это?. . Настанет и для вас час смертный, и вы увидите суетность и пустоту житейских благ, борьбы из-за мелочей и привычек жизни, и взгрустнете о том, что из-за рабства телесного не возрастили лучшие и возвышенные порывы души своей.. . И если бы была в вас жажда благодати Божией и если бы вы ценили этот дар, то вы искали бы ее от священника, усиленно просили бы ее, а вы считали для себя унижением принимать благословение и особенно возмущало вас лобзание руки иерейской. Случалось ли вам в пути, в знойный день, задыхаться от жажды? В таком состоянии, когда человек видит возможность освежить себя водой, готов за глоток ее не только поцеловать руку дающему, а отдать за него все? Такое отношение было бы в людях и к благодати, если бы ценили ее и ощущали ее необходимость для жизни. А благодать для души то же, что пища для тела, силы для жизни, без нее человек слаб и мертв.
Священник Алексий Колоколов (†1902).

Аватар пользователя
Мыслитель
17лет

Я не думаю, что Пушкин или Достоевский глубоко разбирались в этих вопросах, поскольку этот вопрос требует рассмотрения глубоко духовного. Читайте Святоотеческие памятники. Вот например слово Преп. Иоанна Лествичника о памяти смертной из его великого произведения "Лествица духовная" http://www.krotov.info/library/i/lestvich/lestv06.html