ГАЛИНА
Высший разум
(2428041)
7 лет назад
Аустерлиц-вторая трещина во взглядах князя Андрея
на жизнь и на войну.
Князь испытывает глубокий нравственный кризис.
Он разочаровывается в Наполеоне, прежних ценностях,
понимает истинный, античеловечный смысл войны,
“кукольной комедии”, разыгранной императором.
Отныне идеалом для князя Андрея становится Небо,
Бесконечность и Высота.
Война уродлива, неестественна для человека,
рожденного жить, а не гибнуть.
В ней нет ничего возвышенного, правда войны сурова.
Этой картине нелепого смертоубийства противостоит
образ неба, обычного, с тихо ползущими облаками.
Он символичен, небо ассоциируется с высотой, чистотой
чувств, отрешенностью от суетного течения жизни.
Лежащий на поле боя раненый Андрей уже не герой,
не будущий властитель дум.
Он ребенок, слабый, нуждающийся в помощи, стонет
"тихим, жалобным, детским стоном".
Предполагая, что умрет, думает о вечном, глядя в высокое,
бесконечное небо.
По странному стечению обстоятельств рядом с
Андреем в это время оказывается его бывший кумир
Наполеон.
Кумиры недосягаемы, обожествляемы.
Но Толстой, глядя на Буонапарте глазами своего героя,
несколько раз даст прямые характеристики:
"маленький и ничтожный".
“Он узнал, что это был Наполеон-его герой, но в ту минуту
Наполеон казался
ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении
с тем, что происходило
теперь между его душой и этим высоким, бесконечным
небом с бегущими по нем облаками”.
Отчего так?
Наполеон в этой сцене явно ассоциируется с теми
жизненными ценностями (слава, любовь людей),
которые кажутся герою слишком мелкими по сравнению
с тем вечным, что открыло ему небо.
Когда-то он бежал от семьи, домашнего очага к славе…
Теперь семейное счастье и сын кажутся ему
единственным смыслом жизни.
Пегида Нац
Мастер
(1457)
10 лет назад
любимые герои Толстого поражаются, насколько их ожидания не совпадают с реальностью, происходит их перерождение, приобретают новые идеалы.
И там в конце первого тома есть док-во: "Тихая жизнь и спокойное семейное счастье.... "