Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиКалендарьОблакоЗаметкиВсе проекты

Что за народность Сету?

Вадим ХОРОШИЙ Знаток (461), закрыт 15 лет назад
Подробнее с фото
Лучший ответ
Ксения Ш.™ Мудрец (11197) 15 лет назад
Русские называли их полуверцами, эстонцы - полукровками. Говорят, что они больше дружили с русскими, но в итоге выбрали Эстонию. Теперь (как говорят некоторые - из политических соображений) , эстонцы считают сету подгруппой эстонского населения.

Сету (сето, псковская чудь) — небольшой финно-угорский народ, проживающий в Печорском районе Псковской области и прилегающих районах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Историческая область проживания народа сету носит название Сетумаа.

Родина крестьян сету - Сетомаа - разделена на две части. Одна - в Эстонии, в уезде Вирумаа, другая - в России, в Печорском районе Псковской области. В России по переписи 2002 года 197 человек идентифицировали себя как сету.

По преданию, сету поселились здесь в начале тысячелетия. И с тех пор русские и сетусские деревни шли вперемежку. Однако после распада СССР начался массовый отъезд представителей этого крошечного народа в Эстонию.

Большая часть сету уехала в Эстонию в 1996 году. И сейчас из 6 тысяч человек, представлявших этот народ в России, осталось чуть больше 170. А пять лет назад у сету появился свой музей.

Музей народности ”сету“

В музее рассказывают, что крестьяне сету всегда были известны как люди, которые вели натуральное хозяйство и ничего не боялись. Нет обуви - сами сошьют, нет посуды - сами сделают, нет еды - сами вырастят, нет одежды - сами лен соткут и одежду скроят.

У сету своя народная одежда, свои песни, каждый год выбирают короля-наместника для решения своих вопросов и проведения певческого праздника. Будучи православными, соблюдают религиозные праздники, но все-же помнят и языческие.

Костюм эстонки-сету. Псковская губерния. XIX век
Происходит из коллекции Ф. М. Плюшкина. Передан Этнографическому отделу в 1913 году Николаем II. Состоит из рубахи, пояса, косынки, набедренного полотенца, головного полотенца, головной повязки, сарафана, пяти фибул и цепей с подвесками.


Сетуская печь

Община выпускает в Эстонии газету "Setomaa". Она издается на эстонском, но часть материалов публикуется на языке сету.

Свой язык сету хранили и оберегали. Разговор на этом языке велся дома, на переменках в школе, потому что в царское время школы были русские, но возможно было обучение немецкому и эстонскому языку.

После войны в школах было два отделения: русское и эстонское.

Не было и учителей, которые преподавали бы на сету. Своей письменности сету никогда не имели, но язык сету никуда не уходил. Язык и традиции крестьяне сету передают из поколения в поколение уже много веков.

Одной из таких традиций являются украшения из серебряных монет. Без этих украшений девушка даже не могла думать о замужестве.

Сету - очень суеверный народ. Они никогда не пускали в свой хлев людей с темными глазами, а людей в темных очках не подпускали даже близко. У них свои заговоры, свои обереги от сглаза, от дурного глаза. Красная кайма на сарафане оберегает от дурного глаза, звенящее серебро отгоняет нечистую силу.

Одним из самых важных предметов в местных школах является уход за могилами. Это даже не предмет, а скорее час, когда школьники вместе с учителями и родителями приходят на кладбище и детям рассказывают, как правильно ухаживать за могилой.

Сету никогда не ограждали могилы забором, так как считали это неуместным. Но дети всегда могли найти место, где похоронены их предки.
Остальные ответы
***GREY*** Просветленный (21734) 15 лет назад
"В Эстонии проживает много людей, говорящих на разных диалектах - выру, сету, кихну. Но все они эстонцы. Сету - это эстонцы", - заявил депутат эстонского парламента Урмас Клаас, отвечая на вопрос корреспондента ИА REGNUM, почему в переписи населения Эстонии 2002 года народ сету учитывался как эстонцы. "Если мы возьмем этнографический аспект и по теории культуры, сету все-таки эстонцы, хотя у них свой язык и своя культура", - отметил депутат и добавил: "Даже среди академиков есть на этот счет разные мнения, кто-то оценивает так, кто-то по-другому. Но есть теория, что сетусские села основывались около Печорского монастыря выходцами из Эстонии".

Напомним, сету - реликтовый финно-угорский народ, издревле проживающий на северо-западе Псковской области. Язык сету напоминает южный диалект эстонского языка. Ареал проживания народа сету на протяжении всего исторического периода и вплоть до 1920 года находился на территории Псковской вечевой республики, государства Псковского и Псковской губернии. Территория расселения народа сету с XV века характеризовалась "чересполосным расселением", когда деревни и хутора с сетусским населением, чередовались с деревнями с русским населением. В ряде населенных пунктов наблюдалось смешанное население.

Наибольшая численность народа - 22 тысячи человек - была зафиксирована в 1902 году. Наибольший подъем культура и народные ремесла сету достигли к 1917 году, когда в Российской империи активно обсуждался вопрос о создании его этнокультурной автономии.

После заключения Эстонией в 1920 году Тартуского мирного договора с большевиками, весь ареал расселения народа сету отошел к Эстонии. После 1920 года сету стали подвергаться ассимиляции со стороны эстонского правительства. Официальная эстонская идеология не признавала и до сих пор не признает существование сету как отдельного народа, считая его просто "дикими эстонцами". Большинство сету вынуждены были принять эстонские фамилии и имена, несмотря на то, что с XVI века сету исповедовали православие (до этого они исповедовали язычество) и носили православные фамилии и имена. В 1944 году часть ареала расселения сету, включая город Печоры, перешла к Псковской области.

К 1987 году на территории Псковской области проживало около пяти тысяч представителей народа сету. После 1991 года правительство Эстонии, применяя экономические и политические преференции, склонила к переезду в Эстонию большую часть сету - жителей Псковской области. Исходя из данных последних исследований, проведенных в 2008 году профессором Геннадием Манаковым, в настоящее время на территории Псковской области проживает 172 представителя народа сету.
Пользователь удален Мастер (2108) 15 лет назад
СЕТУ, этнографическая группа эстонцев на юго-востоке Эстонии и в Печорском районе Псковской обл. Верующие — православные.
Королев@ Мастер (2285) 15 лет назад
Народность сето проживает в Печорском районе Псковской области Российской Федерации и на крайних юго-восточных окраинах Эстонии, до 1920 года входивших в состав Псковской губернии. Точную численность этой немногочисленной народности установить трудно, так как данный этнос не внесен в список народов, проживающих на территории России и Эстонии. При переписях населения сету вынуждены были записывать себя эстонцами. Однако отнесение сету к эстонцам неправомерно, так как между ними существуют значительные этнокультурные различия, главное из которых — религиозное: эстонцы в большинстве своем лютеране, а сету — православные. Как и эстонцы, сето попадают в западную (прибалтийско-финскую) часть данной группы. Основой языка считается южноэстонский (вырусский) диалект, почти исчезнувший в самой Эстонии в связи с распространением в ней литературного языка. Сами сето считают свой диалект самостоятельным языком, не имеющим аналогов в Эстонии. есть две версии происхождения народа сето. Согласно первой из них, сето — коренной финно-угорский народ; сохранившийся до наших времен «осколок» древней чуди, с которой встретились славяне при заселении северо-запада Восточно — Европейской равнины. По второй версии, сето — потомки бежавших в средние века с территории современной Эстонии на русские земли эстов, спасавшихся от католического гнета рыцарских орденов. Впоследствии сето пополнялись переселявшимися в Россию с запада эстонцами (начиная с Ливонской войны XVI века вплоть до двадцатых годов XX века) . В XV веке, когда был создан Псково-Печорский монастырь, чудь приняла православие. В верованиях сето к языческим и православным элементам добавились католические, занесенные эстами. В Эстонии же католические элементы в культуре были почти полностью истреблены шведами и датчанами. А в культуре сето, напротив, отсутствуют лютеранские элементы, что существенно отличает их от современных эстонцев. В течение нескольких веков, сето почти не изучали русский язык, и, приняв православие (в форме обрядов, а не духовной культуры) , сохранили в своей вере много языческих элементов. Окончательно ознакомиться с Библией вето удалось только в нашем веке. Независимо от этого сето, в течение всего этого времени ревностно исполняли православные обряды. Однако, непонимание сето догматов православия привело к тому, что русские, проживавшие рядом, не считали сето полноценными христианами, называя их «полуверцами» . В то же время эсты Лифляндской губернии не считали сето своими, относя их к людям «второго сорта» . На начало XX века пришелся расцвет самобытной культуры сето, «вспышка» перед последующим упадком. Это был период, когда сето имели культурную автономию, рос престиж образования, создавались национальные культурные общества. В 1905 году была зафиксирована максимальная численность сето, за все время их существования. Это позволило народности в течение всего века существовать как своеобразному «музею» многих элементов древней прибалтийско-финской, русской и особенно сетусской культур. По Тартусскому мирному договору между Эстонией и Советской Россией от 2 февраля 1920 года, весь Печорский край отошел к Эстонии. Государственная граница, проведенная по фактической линии фронта, не соответствовала этнической границе. На территории, где преобладало русское население (64,9%) был создан уезд Петсеримаа (от эстонского Печоры) или Сетумаа (земля сето) . Численность сето составляла на тот период 25,5% населения уезда. По результатам исследований ученых Санкт-Петербургского Университета, сето до сих пор больше тяготеют к русской православной культуре, чем к эстонской лютеранской. Сето четко отличают себя от эстонцев.
фото в комментах
Королев@Мастер (2285) 15 лет назад
Королев@ Мастер (2285)
Похожие вопросы