
Откуда появилась поговорка : =Невеста без места, жених без ума = ?

Пеганов Юрий™ Высший разум (144200), закрыт 11 лет назад
Лучший ответ
~ АкваМаринка ~ Высший разум (119734) 11 лет назад
Вплоть до XVIII в. организация церкви сверху донизу была системой кормления, выражаясь русским термином, или феодальной, выражаясь научным термином. И высшие и низшие клирики смотрели на свои должности прежде всего как на доходные лены, «искали не Иисуса, а хлеба куса» , как образно выразился Дмитрий Ростовский. Приходские священники не только покупали должности, но и «корчемствовали» ими, т. е. отдавали их в аренду и продавали.
Когда право прихожан выбрать любого кандидата или продать место любому кандидату не было пустым звуком, случаи наследственной передачи и перепродажи мест были часты, но не постоянны и не повсеместны. С XVIII в. наследственная передача церковных приходских должностей и торговля ими стали постоянным и повсеместным обычаем. Выработался известный кодекс обычаев в этой области, известного рода неписаная конституция, которою считали себя связанными даже епархиальные архиереи. Так произошло потому, что прихожане могли давать заручную только воспитанникам архиерейских школ; а таковыми были почти исключительно лица духовного звания, т. е. сыновья тех же клириков. Круг кандидатов сузился. С другой стороны, право выбора стало фикцией; в результате получилась чрезвычайно оригинальная и необыкновенно богатая бытовыми красками система. Взрослый сын наследовал место отца, и притом именно то, которое занимал отец; считалось непристойным, если сын станет выше отца, если, например, сын диакона станет в том же приходе священником. Малолетние сыновья и дочери наследовали на таком же полном праве. Тут напрашиваются самые любопытные параллели с феодальным бытом, полуродовым по некоторым своим особенностям. По смерти отца, оставившего малолетних детей, место могло остаться за всей семьей; только тогда, когда подрастали наследники, архиерею представлялся кандидат или невеста. При этом семья понималась в очень широком смысле: не только вдова и дети умершего клирика, но также его внуки, племянники, двоюродные и та же родня по линии его вдовы считались имеющими наследственные права. При отсутствии сыновей место передавалось дочери, т. е. ее мужу. Невеста выбирала себе жениха и представляла его на утверждение владыки; но бывало, что накануне свадьбы дело расстраивалось, если невесте почему-либо жених не нравился, — по этой части можно было бы привести немало забавных анекдотов. Так как от кандидатов на священнические места требовался образовательный ценз, то «жених без ума» не годился, искали жениха <с умом» . В летописях киевской епархии мы найдем указание на то, что на этой почве создался любопытный обычай, так называемые «оглядины» . Если невеста по бедности прихода или по своим личным качествам попадала в такое неприятное положение, что к ней «не случается ни философ ни богослов» , то к ней приходил на помощь архиерей. Он отправлял ее в бурсу, и училищное начальство объявляло о ней всем «философам и богословам» , а для удобства «оглядин» ставило невесту у дверей класса. Если не всегда находился жених «с умом» , то не всегда оказывалась и невеста «с местом» . Иной раз при слаженном уже деле место неожиданно оказывалось спорным; заинтересованные конкуренты, родственники невесты, подавали жалобу архиерею, и все останавливалось до архиерейской резолюции, которая иной раз оказывалась не в пользу невесты. Теперь для нас понятна поговорка «Невеста без места, жених без ума» . Хуже этой комбинации в духовной среде XVIII и начала XIX в. ничего не могли себе представить.
t tПрофи (886) 11 лет назад
Написано много, но скепсис.ру как обычно не преминул разбавить историю домыслами.(Речь о покупке)
Остальные ответы
Элеонора Полякова Искусственный Интеллект (111848) 11 лет назад
Это, когда у невесты нет жилья, а жених все равно ее любит.
Евгений Чаптыков Профи (704) 11 лет назад
раньше было одно из равлечений на всадьбе тоже как и украсть невесту так и упустить место невесты
зазевавшийся жених или его свита потом платили выкуп за этнятое место
короче если жених тупой организатор (а он и организовывает и проводит ) то знать и последствия ...
эсмеральда Мастер (2186) 2 года назад
НЕВЕСТА БЕЗ ЖИЛЬЯ И ЖЕНИХ БЕЗ ФЛАГА БЕЗ РОДИНЫ