Bursolab
Мудрец
(19394)
9 лет назад
Звук – это чередующиеся сжатия и разрежения воздуха, которые распространяются с определенной скоростью (при температуре 20 градусов Цельсия она составляет что-то около 340 метров в секунду). В зависимости от того, с какой частотой эти колебания до нас доходят, мы воспринимаем их по-разному. Например, низкие частоты мы слышим как бас, а более быстрые звуковые колебания мы воспринимаем как повышение тональности, вплоть до самого пронзительного свиста (верхние частоты).
Частота звуковых колебаний измеряется в единицах герц. Например, если сжатие сменяется разрежением 1 раз в секунду, то частота таких колебаний составляет 1 герц. Если 100 раз в секунду, то, соответственно, 100 герц. Мы с вами способны воспринимать колебания как звуковые, если они происходят с частотами примерно от 16–30 герц до 16 000–20 000 герц (16–20 килогерц) в зависимости от возраста, здоровья и слуховой тренированности. Этот диапазон частот так и называют – звуковой. Все, что ниже, – это инфразвук (мы его воспринимаем больше как вибрации), а все, что выше, – ультразвук.
Внутри звукового диапазона тоже есть условное деление: все, что ниже 150–200 Гц, относят к низким частотам, все, что выше 3–5 кГц, – это высокие, а между ними – средние.
Наш слух устроен так, что в низкочастотном (НЧНЧ) диапазоне мы практически не можем уловить направление на источник звука. Но тем не менее этот диапазон для нас очень важен. В музыке именно он отвечает за увесистость, сочность, ударность и плотность звука. Да и, кстати, саму ритмическую составляющую мы воспринимаем эмоциональнее всего, если она построена именно на низкочастотных звуках, это заложено в нашей генетической памяти.
Диапазон средних частот (СЧСЧ) для нас самый важный. В нем содержится основная звуковая информация подавляющего большинства музыкальных инструментов и голосов. Чувствительность нашего слуха выше всего на средних частотах, да и направление на источник звука точнее всего мы определяем тоже именно по средним частотам. Среднечастотный диапазон условно можно разделить на две части – нижний СЧСЧ диапазон и верхний СЧСЧ диапазон.
В нижнем СЧСЧ диапазоне (примерно от 200 Гц до 500–600 Гц) мы еще не слишком четко воспринимаем направление на сами источники, но зато эта область частот отвечает за натуральность, наполненность, естественность звуков. В ней лежат основные тона большинства музыкальных инструментов.
Верхний СЧСЧ диапазон (от 500–600 Гц до 3–5 кГц) играет ключевую роль в формировании объемного восприятия, потому как на этих частотах наш слух определяет направление на источник звука точнее всего. Все дело в том, что длины звуковых волн в этом случае становятся сопоставимыми с размерами нашей головы, а именно – расстоянием между ушами. Наш мозг улавливает микроскопическую разницу во времени прихода звука к правому и левому уху и во многом по ней определяет, откуда этот звук исходит. Кроме того, в этом диапазоне находятся обертона многих музыкальных инструментов, которые определяют их характер и индивидуальные особенности. И насколько точно они будут переданы, во многом зависит реалистичность воспроизведения.
Высокие частоты – это все, что выше 3–5 кГц. На них наша способность точно определять направление на источник звука по разнице прихода звуковых волн к правому и левому ушам уже слегка притупляется, но начинает действовать другой механизм определения – по разнице в их интенсивности, громкости. На этих частотах мало какие музыкальные инструменты имеют основные тона, однако в этой области очень много обертонов, придающих звуку легкость, воздушность, прозрачность. Когда мы говорим, что звук звонкий или, наоборот, глухой, то чаще всего подразумеваем особенности воспроизведения именно высокочастотного диапазона.