Элишева
Гуру
(3404)
10 лет назад
Музыка. Чайковский симфония №5 часть 1 описание.
Вступление симфонии — траурный марш, интонируемый бас-кларнетом в сопровождении низких струнных. «Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием, — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках. — Сомнения, жалобы, упреки...» Главная партия первой части — снова марш, уже более решительный, но тоже сумрачный и тревожный. Движение порывисто, ритмика обострена. Постепенно колорит светлеет, набирает силу, становится все более мощным музыкальный поток, скоро достигающий действенной кульминации. Вступает побочная партия — распевная, с романтическим порывом. Скрипичная мелодия словно выливается из предшествовавшего бурного движения. Вальсовый эпизод внутри побочной партии — это полное отстранение от драмы. В нем господствуют нежность и чистота. Но резкие аккорды всего оркестра разрушают движение вальса, возвращают к драматической, полной накала борьбе. Ею определяется острота столкновений разработки, трагизм музыки всей первой части.
Григорий Гольберг
Мастер
(1040)
9 месяцев назад
Вступление (Andante) Чайковский характеризовал так: "Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием Провидения". На мой взгляд, в этой теме, выражающей состояние души человека, присутствуют также: скорбь, безысходность, подавленность жизненными невзгодами. При дальнейшем изложении этой темы колорит становится ещё мрачнее, возникает ощущение приближающейся смерти (так называемый "аккорд смерти"). Эта тема в чем-то сродни печальным русским народным песням, но не идентифицируется ни с какой конкретной песней. То есть оригинальная тема, сочинённая композитором. По мнению Ю. Кремлёва, "Создавая эту чрезвычайно яркую тему, Чайковский пошёл естественным путём лирика-реалиста" (Кремлёв Ю. Симфонии Чайковского. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1955. - С. 210).
Далее идёт более быстрая часть (Allegro). В целом, здесь чувствуется настойчивое стремление уйти от того тягостного состояния, которое господствует во вступлении. У меня тема главной партии Allegro вызывает ассоциации с поездом, отправляющимся в неизвестность. А также с разворачивающейся цепью воспоминаний, помогающих человеку мобилизовать свою волю на борьбу с жизненными невзгодами. В главной партии есть также небольшой, но очень выразительный момент. По Кремлёву (указанное сочинение, с. 212): "Внезапные, настойчивые и слегка капризные обороты скрипок и флейт очень естественно и реально согласуются с ... намётками Чайковского «... сомнения, жалобы, упрёки». Равно и дальнейшее бурное нарастание к очень «речевым», по упорству интонаций, фанфарам tutti". Такое ощущение, что в кульминации главной партии сильнейшие эмоциональные порывы человека как будто разбиваются о какую-то невидимую преграду. Переход от главной к связующей партии переводит эмоции в другую сферу. Изменённые элементы темы главной партии вызывают ассоциации со стремлением к природе, радостью от общения с ней. Это приводит к побочной партии, светлой, радостной, в ритме вальса. И здесь тоже присутствует кульминация, но уже как всплеск радости и счастья. Но этот светлый момент длится недолго. Наступает разработка, в которой доминирует тема главной партии, но ещё более напряжённая. драматичная и неустойчивая, чем в экспозиции.
В репризе темы экспозиции повторяются с небольшими изменениями.Завершается первая часть минорной кодой, в которой слышатся как будто затухающие отзвуки главной партии.
извините за ошибки и запятые