В культуре практически всех народов известны легенды о духах вод, часто эти духи - поющие женщины, олицетворяющие красоту вида и звука воды. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.
Древнейшее из известных морских божеств - вавилонский бог Эа (или Оанн) . На барельефе VIII века до н. э. , выставленном в Лувре, Оанн изображен в виде человека с рыбьим хвостом.

На Ближнем Востоке в древности почитали русалку - богиню луны, которую сирийцы называли Атаргат, а филистимляне - Дерсето.
В Британии и Ирландии слагали легенды о морских девах, которые сбрасывают рыбий хвост перед тем, как выйти на сушу.
В Скандинавии и Германии водные существа разделялись на морских и речных.
Во Франции, Италии, Португалии и Испании их называли сиренами.
Героиня французских легенд Мелузина, женщина-змея, иногда изображалась и как русалка с двумя хвостами.
В русских сказках духи вод - русалки, которые топят купальщиков, и плутоватые водяные.
В африканских преданиях это водные женщины и ведьмы.
В легендах североамериканских индейцев говорится о двухвостых морских божествах и девах-рыбах.
Первые мифы о русалках возникли из рассказов об утопленниках и человеческих жертвах, принесенных водным божествам. К примеру, Сабрина, незаконнорожденная дочь короля Локрина, была сброшена мачехой в реку, которую с тех пор называют Северн, и стала речной богиней - покровительницей невинных девушек.

Подобное превращение с менее приятными последствиями произошло со служанкой Пег О'Нелл, которая провалилась под лед, набирая воду в реке, и теперь каждые семь лет топит пловцов в реке Риббл.
В христианской религии русалка с гребнем и зеркалом в руках стала символом тщеславия и женского коварства, ведущих мужчин к моральной гибели.
В исландской летописи Speculum Regale (XII век) : «У берегов Гренландии встречается чудовище, которое люди называют «Маргигр» . Существо это до пояса выглядит, как женщина, у нее женская грудь, длинные руки и мягкие волосы. Шея и голова у нее во всех отношениях такие же, как у людей. От пояса же и ниже чудовище это подобно рыбе - у нее рыбий хвост, чешуя и плавники» .
В бес-тиарии Уайта (XII век) русалки описаны как полулюди-полурыбы, но иллюстрация изображает девушку с крыльями на талии, птичьими лапами и рыбьим хвостом. В "Божественном бестиарии" XIII века Гийома Леклерка говорится о том, что нижняя часть русалки - рыбья. Варфоломей Английский утверждает, что сирены - девы-рыбы.
В исландских хрониках XII века запечатлено свидетельство о полуженщине-полурыбе, которую видели у берегов Гренландии. Рафаэль Холиншед сообщает о том, что во времена английского короля Генриха II рыбаки поймали человека-рыбу.
В 1403 году, как гласит легенда, после шторма в Западной Фрисландии нашли русалку, запутавшуюся в водорослях.
Легенда о русалке возникла сравнительно недавно по мифологическим меркам и приняла окончательную форму в средневековье. Первое литературное упоминание о русалках сделано в «Романе о розе» английского писателя Джефри Чосера (1366): «То было чудо, подобное пению морских русалок» .
Фото