Когда Аполлон, гордый победой, стоял над сраженным его стрелами чудовищным Пифоном, к нему подлетел Эрот со своим крошечным луком. Усмехнулся Аполлон и велел малышу пойти поиграть в другом месте. Обиженный Эрот ответил, что его стрелы тоже бьют без промаха и причиняют гораздо больше боли, чем любые другие. Взмахнул он золотыми крыльями и в мгновение ока взлетел на высокий Парнас. Там вынул он из колчана две стрелы. Одной, золотой, ранящей сердце и вызывающей любовь, пронзил он сердце Аполлона. Другую, свинцовую, убивающую любовь, Эрот пустил в сердце нимфы Дафны.
Встретил как-то прекрасную Дафну Аполлон и полюбил ее. Но лишь только Дафна увидела златокудрого бога, как бросилась бежать: ведь стрела Эрота и на этот раз попала в цель. Поспешил за нею сребролукий Аполлон. Умоляет он деву остановится, ведь он не желает ей зла. Но не слушает его нимфа, видит она в нем только его волчью сущность. Как на крыльях мчался за ней Аполлон. Все ближе он. Взмолилась тогда Дафна к отцу своему спасти ее от ненавистной любви. И в тот же миг превратилась в лавровое дерево. Стала Дафна лавром ("дафне" - лавр) , и с тех пор это дерево посвящено Аполлону. Украсил он голову венком, сплетенным из лавровых ветвей. И такие же венки стали получать победители в состязаниях в честь Аполлона.
Аполлон и Дафна
Никола Пуссен, 1625
Любопытен тот факт, что на Руси до XVIII века лавровый лист называли “дафния” (”лавр” по-гречески - “дафна”.
В Греции лавровыми листьями украшали жилища, чтобы освежить помещение. В матрацы подкладывали лавровые ветки, чтобы снились вещие сны. Существовало поверье, что лавр спасает от удара молнии. Известен факт, что римский император Тибериус во время раскатов грома надевал лавровый венок и заползал под кровать. Лавр считали священным деревом, его венками украшали головы победителей в Древней Греции. Несколько тысячелетий эта традиция сохраняется и в других странах, например в Англии. От слова “лавр” произошло слово “лауреат” - “увенчанный лаврами”.
Как ни странно, но назначение лаврового листа долгое время было несколько иным по сравнению с современным употреблением. Он применялся для ароматизации воды, предназначенной для омовения рук перед едой. В I веке н. э. его использовали уже в качестве пряности (листья и черно-синие плоды) . В кулинарии с ним готовили десерты, пудинги, добавляли его в вареные яблоки, запеченные фиги, инжир.
В Европу лавр попал сначала в качестве лечебного средства, но очень скоро завоевал признание как пряность. Авиценна, например, утверждал, что лист лавра облегчает боли в суставах, снимает напряжение, одышку, а кора и костянки его обладают способностью выводить камни из почек и печени. В 1652 году Франсуа Пьер де ла Варенп, знаменитый повар французской королевы Марии Медичи, издал книгу по кулинарии, которая стала одной из лучших книг на то время, описывающих историю пряностей и способы их употребления. Будучи способным студентом у себя в Италии, он преуспел в этом деле, а материал, который он изложил в книге, во многом повлиял на французскую кулинарию, которая достигла, как мы знаем, больших высот. О лавровом листе он написал как о пряности, способной улучшить и исправить вкус блюда. Рекомендовал употреблять его в десерты, пудинги.
Примерно 25в назад греки привезли лавр в Крым, вместе с инжиром, кипарисом, маслиной и виноградом. Растет до настоящего времени в странах с приморским климатом: в Греции, Турции, Албании, Словакии, Франции, Испании, Португалии, Гватемале, в Крыму, на Черноморском побережье. Италия больше других выращивает и экспортирует эту пряность. Как пряность используются лавровые листья в свежем и чаще в высушенном виде, а также плоды (семена) лавра и лавровый порошек, представляющий собой концентрированный экстракт эфирных масел лавра.