☆Книжная поэзия пришла с запада (из Польши), это была поэзия силлабическая.
☆Традиция устной народной поэзии основана на принципе тонического стихосложения.
●Реформа, начатая Тредиаковским, призвана была на базе этих двух систем выработать ▪ силлабо-тоническую систему▪.
■Тредиаковский в своем трактате начинает анализировать особенности русского стиха, приходит к мнению, что силлабическая система стиха неорганична, её следует дополнить, используя возможности тонической системы.
■Тредиаковский дает на русской почве для русского стиха определения основным двусложным стопам: хорей, ямб, пиррихий, спондей.
Он находит аналог долготы и краткости. Наилучшей стопой Тредиаковский объявляет хорей.
Новую силлабо-тоническую систему предлагает вводить только для «долгих» стихов, краткие желает оставить силлабическими. Наиболее предпочтительной рифмой Тредиаковский считает женскую рифму. Считает возможным смешивать различные стопы, в том числе ямб и хорей в пределах одного стиха.
■Дело Тредиаковского продолжил Ломоносов в статье «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.):
Вслед за Тредиаковским Ломоносов утверждает, что необходимо писать стихи сообразуясь с законами русского языка.
Предлагает распространить силлабо-тонические стихи на все без исключения русские стихи.
Повторяет определение двусложных стоп и добавляет определения трехсложных стоп: дактиль, анапест.
Наилучшей стопой считает ямб.
Кроме женской рифмы считает допустимым рифму мужскую и дактилическую (3 слог от конца).
■Предпочтение ямба закрепляется в русской литературе вплоть до пушкинского времени. Ломоносов требует писать «чистыми» метрами, не используя других стоп (даже не используя пиррихия по началу).
■■В результате совместных действий Тредиаковского и Ломоносова и была создана та стихотворная силлабо-тоническая система, которая существует и по сей день. ■■
В качестве образца к своему трактату он приложил оду (Тредиаковский): «Ода торжественная о сдаче города Гданска», а к ней приложил теоретическое предисловие: «Рассуждение об оде вообще». Это первая в России теория жанра оды, здесь Тредиаковский дал определение главной особенности одической поэзии об выражении восторга. Косвенно в качестве ответа этой оде Тредиаковским была написана «Ода на взятие Хотина», в которой жанровая программа оды была воплощена в жизнь.
