У человека нет инстинктов?
Услышал точку зрения, что ныне наука отвергает инстинкты в человеке, но как это понять: не существует инстинкта самосохранения, размножения, материнского инстинкта как чего-то врождённого?
Л. С. Выготский: "... мы называем инстинктом всё то, чего мы не понимаем. И действительно, в обычном словоупотреблении слово "инстинкт" прилагается ко всем тем случаям, когда мы не в силах указать истинной и ближайшей причины нашего поступка. "
К. Лоренц: "Легко и заманчиво постулировать наличие особого побуждения, или инстинкта, для любой функции, которую легко определить и важность которой для сохранения вида совершенно ясна, как, скажем, питание, размножение или бегство. Как привычен оборот "инстинкт размножения"! Только не надо себя уговаривать — как, к сожалению, делают многие исследователи, — будто эти слова объясняют соответствующее явление. Понятия, соответствующие таким определениям, ничуть не лучше понятий "флогистона" или "боязни пустоты" ("horior vacui"), которые лишь называют явления, но "лживо притворяются, будто содержат их объяснение. ..ценность таких понятий, как "инстинкт размножения" или "инстинкт самосохранения", столь же ничтожна, сколько ничтожна была бы ценность понятия некоей особой "автомобильной силы", которое я мог бы с таким же правом ввести для объяснения того факта, что моя старая добрая машина все еще ездит. "
И. И. Шереметьев: "Если многие популярные книжки, знакомящие наивного читателя с поведением животных, используют слово инстинкт и как термин, и как концепцию, то научные публикации не спешат это делать. Например, среди публикаций в научных журналах Ethology вы не сможете отыскать статьи, в заголовках которых использовалось бы слово instinct в прямом смысле. "
В. С. Фридман: "В филогенетическом ряду позвоночных «врождённая болванка» инстинкта становится всё меньше, и всё неопределённей, при столь же неуклонном росте формообразующей роли социальной среды в становлении нормального поведения. При переходе некоторой границы первая исчезает совсем, и поведение формируется только индивидуальным пониманием ситуации (способностью создавать концепты, и дальше действовать по выделенному идеальному «образцу») или социальной средой, воспитывающей, развивающей способности индивидов, в том числе понимание и действие, без участия инстинктов. Врождённый паттерн поведения, запускающийся в ответ на специфические стимулы в специфической ситуации взаимодействия – инстинкт здесь исчезает, распадаясь на изолированные врождённые реакции – рефлексы, в точности как в определении Л. С. Выготского.
Думаю, этот «Рубикон» исчезновения инстинктов лежит даже не между человеком и животными, а внутри самих обезьян, где-то между высшими и низшими приматами. обезьянами, антропоидами и павианами, или макаками и мартышками.
У человекообразных обезьян инстинктивная «матрица» исчезает полностью, и паттерны видоспецифического поведения неразличимы среди индивидуальных экспрессий. Это равно относится к демонстрациям (позам, жестам и звукам), и к сколько-нибудь стереотипным формам повседневного поведения.
Здесь (а тем более у человека) полностью отсутствуют инстинкты в этологическом понимании этого термина, как бы это не противоречило обыденному значению слова «инстинкт», «инстинктивный», где инстинкт путается со стереотипом и ритуалом на основании общего сходства в «бессознательном» осуществлении действия. "
Панов Е. Н., заведующий лабораторией сравнительной этологии и биокоммуникации Института проблем этологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, в статье "Мифология в этологии" в главе с многозначительным названием "Есть ли инстинкты у человека? " цитирует классика науки Дж. Уотсона: "Ни один научно мыслящий исследователь инстинктов человека не стал бы утверждать, что род Homo обладает чем-либо похожим на пестрый репертуар инстинктов животного". "У человека сохранились, может быть, пережитки многих из этих деятельностей (инстинктов животных – Е. П.), но много раньше, чем организм мог бы использовать такие программы, они перекрываются навыками» (и, добавлю от себя, всевозможными влияниями культурного окружения) "
Эрих Фромм ("Анатомия человеческой деструктивности"): "В настоящем исследовании автор освобождает от принудительного брака с инстинктами такие важные человеческие страсти, как стремление к любви и свободе, тяга к разрушению, желание мучить, подчинять себе другого и господствовать над ним. Инстинкт — это чисто биологическая категория, в то время как страсти и влечения, коренящиеся в характере, — это биосоциальные, исторические категории. И хотя они не служат физическому выживанию, они обладают такой же (а иногда и большей) властью, как и инстинкты. "
Вот здесь хорошо растолковано: http://ethology.ru/other/?id=17
Статья Виноградовой Е. П., к. б. н., доц. каф. высшей нервной деятельности и психофизиологии биологического факультета СПбГУ: "Инстинкты. Они есть у человека или их нет? "
"«Материнский инстинкт», «половой инстинкт» и прочие подобные выражения - все они некорректны применительно к человеку. Таким образом, у человека инстинктов в строгом его понимании – нет. "
А всякие сельдереи без конца путают инстинкты то с безусловными рефлексами, то с биологическими потребностями, то с заученными действиями ("я инстинктивно выстрелил на вспышку"), то вообще непонятно с чем ("я инстинктивно почувствовал исходящую от него опасность").
Запомните раз и навсегда:
Инстинкт = Врождённые потребности + Врождённая программа действия.
При этом врожденная программа действий:
1. Присуща всем особям данного вида без исключения и выполняется ими одинаково с небольшими вариациями.
2. Она всегда запускается под действием ключевого стимула.
3. Она всегда доводится до конца, даже если из-за изменения обстановки стала бессмысленной.
4. Она не меняется в течение всей жизни вследствие обучения и накопления опыта.
Так есть ли такие врожденные программы у человека??
Бог ты мой, и хто же это будет читать...
опять фигня какая-то лженаучная. Вы где это берете вообще?
Инстинкты есть, некоторые просто притупились из-за ненадобности.
есть